18:57
USD 85.80
EUR 93.14
RUB 0.88
Взгляд

Обыкновенный экстремизм

В мире последних десятилетий лидируют конфликты с густой религиозной окраской. Люди в черных масках и одеяниях, вооруженные до зубов, озвучивающие требования через видеопослания, бородатые воины с призывами Аллаха, стреляющие из гранатометов, кадры задержания очередного экстремиста с запрещенной литературой стали обыденностью.

Подобная реклама деятельности экстремистских организаций, прикрывающихся знаменем ислама, дискредитирует одну из трех мировых религий, которую, по данным известного теолога Кадыра Маликова, исповедуют около 1,6 миллиарда людей.

После обретения независимости в Кыргызстане взяли на вооружение советскую модель - религию отделили от государства, при этом дав полную свободу вероисповедания. Очень быстро духовно-нравственный вакуум заполнили различные религиозные секты. Долго государство не придавало значения исходящим от них угрозам. Да и они изначально были слабы и безвредны. Но на благодатной почве быстро окрепли и уже являются реальной угрозой.

Издержки демократии

Сказать, что государство абсолютно не присутствует и не влияет на религиозную сферу, будет ошибкой. Например, силовики не стали слепо запрещать деятельность всех религиозных организаций, признанных экстремистскими. По словам сотрудника 10-го отдела МВД подполковника милиции Ратбека Турусбекова, запретив их, мы получим сильное подполье, которое трудно контролировать. А легально действующая организация не будет агрессивно настроена к государству, да и легче отслеживать ее деятельность.

Как отмечает Кадыр Маликов, главная опасность религиозных организаций - сектантство. По словам теолога, подобные течения далеки от истинного ислама, а их форма работы - вербовка, зомбирование и полная власть над личностью.

Силовики и теологи в один голос твердят, что в первую очередь необходимо остановить уход людей в деструктивные и радикальные религиозные течения, ведь на их «возврат и реабилитацию» потребуются немалые средства и усилия. Однако опять срабатывает бюрократизм: выслушивать предложения, соглашаться, одобрять, обещать и... ничего не делать.

«Мы обращались в правительство и два года назад, и три года назад, и четыре года назад с предложением организовать поездки по регионам для встреч с населением и донесения до людей истинного ислама, чтобы они могли отличить истинную веру от псевдорелигии. Но кабинет министров дальше слов поддержки не пошел», - говорит Кадыр Маликов.

Ядовитые всходы

Наивно полагать, что посеянные ядовитые семена не взрастут. В 2013 году кыргызстанцев шокировала новость об участии в войне в Сирии наших граждан. Первоначально озвучена цифра в 30 человек. Постепенно число дошло до 80. По словам Ратбека Турусбекова, неофициальное число достигает 500 человек. Однако тут уместно оговориться, что в это число входят и граждане, у которых кыргызские паспорта, но, вполне вероятно, поддельные. И тем не менее сигнал тревожный.

Причинами увеличения последователей радикальных организаций называются слабость духовенства, его необразованность, социально-экономические проблемы страны. Однако, по мнению Кадыра Маликова, главная причина увеличения числа радикалов - «социальное неравенство, несправедливость в судах». «Когда судебная система не работает, можно сказать, что у этого государства существуют только флаг, герб и гимн», - считает эксперт.

По его словам, именно по этой причине сегодня молодежь ищет ответы в исламе, где говорится о построении справедливого государства, обеспечении безопасности и других важных вещах.

Страна полевых командиров

По данным теолога, перед современным обществом Кыргызстана стоит дилемма: когда государство слабое и законы не работают, то общество самоорганизовывается, и вот в селах и махаллях вводят свои законы. Иначе говоря, создается прецедент для появления полевых командиров, системы анклавов.

В нашей стране были примеры, когда власть на местах брали религиозные радикалы или уголовники. Кадыр Маликов напомнил историю конца 1990-х годов, когда в одном из сел близ Бишкека сельчане организовали исламскую милицию и применяли нормы шариата в отношении оступившихся односельчан. Другой случай: в селе, где пьянство и драки были обычным явлением, человек, имеющий несколько судимостей, но принявший ислам, силой навел порядок.

«Когда встает вопрос безопасности, население, молодежь могут поддержать радикальные меры для пресечения преступности. Пример - Афганистан. У движения «Талибан» было невежество - запрет телевидения, радио, фотографий. Однако был и плюс, который народ оценил: боевики радикальными мерами смогли навести порядок и обеспечить безопасность граждан», - говорит теолог.

По словам эксперта, из-за слабости государства на местах начинают диктовать правила представители организованных преступных группировок. В итоге идет сращивание религии и преступных элементов. «В большинстве ОПГ люди верующие», - говорит исламский правовед.

Как отметил Кадыр Маликов, в настоящее время в экстремистские течения приходит поколение маргиналов, имеющих за плечами 2-3 судимости, не знающих Коран и не понимающих истинной сути ислама. «Они думают: если человек украл курицу или хлеб, ему нужно отсечь руку. По шариату иначе. Согласно его нормам, рука отсекается, если вор был богатым. А если он украл, потому что ему нечего есть, с ним проводится беседа или налагается штраф», - приводит пример он.

Сила в единстве

Теологи Кыргызстана отмечают, что для противостояния радикальным течениям внутри ислама необходимы усилия властей и общества. Особая роль отводится средствам массовой информации, где главным оружием выступают правильное освещение ислама, подача информации с раскрытием всех тонкостей религии и религиозных отношений с целью оградить граждан от влияния религиозно-экстремистских организаций и сект.

Бизнес