Развалив четвертую по счету коалицию, депутаты спустя 11 дней после вручения мандата СДПК сформировали новую - пятую. В ее состав вошли, как и в прежний, СДПК, «Ата Мекен» и «Ар-Намыс». «Республика» и «Ата-Журт» остались в оппозиции.
За главным республиканцем Назарали Ариповым согласились войти в очередную конфигурацию только восемь человек, тогда как во фракции насчитывается 23 депутата. Но большая часть ранее разбежалась по депутатским группам, которым Конституция и регламент запрещает присоединяться к парламентскому большинству.
Что касается «Ата-Журта», то его депутатам запретил вступать в коалицию под угрозой исключения из партии Камчыбек Ташиев, о чем он официально уведомил лидера фракции Мыктыбека Абдылдаева.
Итак, коалиция создана. Единый кандидат на пост премьер-министра Джоомарт Оторбаев выдвинут фракцией «Ата Мекен». Его без особых формальностей и скандалов поддержал парламентский блок. И началось самое излюбленное - дележка министерских портфелей.
Сначала СДПК, «Ар-Намыс» и «Ата Мекен» произвели рокировку по квотам в отношении первого эшелона правительства. Социал-демократам достались первый вице-премьер и вице-премьер по социальным вопросам. А «Достоинству» - вице-премьер по силовому блоку и вице-премьер по экономическим вопросам. На эту должность предложили Валерия Диля. Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства и мелиорации, а также ГРС остаются за фракцией. Плюс к этому перечню прибавилось еще и Министерство культуры, информации и туризма.
Социалисты остались при своих прежних квотах. Просить себе еще какие-то ведомства Омурбеку Текебаеву показалось нескромным. «Мы сохраним все ранее предоставленные нам структуры - Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство социального развития и Министерство юстиции. Ранее рекомендованных нами министров - Калыкбека Султанова (Минтранс), Кудайбергена Базарбаева (Минсоцразвития) и Алмамбета Шыкмаматова (Минюст) - мы менять не намерены», - рассказал Омурбек Текебаев.
А вот известные своей склонностью к постоянным изменениям члены «Ар-Намыса» такой лояльности не проявили. Как рассказали ИА «24.kg» в парламенте, на закрытом совещании в кабинете у Феликса Кулова депутаты принялись требовать для себя любимых теплые места в составе кабмина. Так, Абдырахман Маматалиев сначала увидел себя во главе Министерства экономики (вместо Темира Сариева), но потом передумал: появился хороший аппетит, и он стал просить портфель вице-премьера по вопросам безопасности. Ранее эту должность занимал Токон Мамытов.
Горячие споры разгорелись и вокруг кандидатуры Камилы Талиевой. Ее все-таки удалось скинуть с поста вице-премьера по социальным вопросам. Но вот продвижение этой дамы на должность главы Минкультуры вызвало возмущение не только среди депутатов, но и у широкой общественности. «Я не видела более некультурного человека, чем Талиева», - заявила Айнуру Алтыбаева и попросила рассмотреть отдельно «облико морале» своей бывшей коллеги.
Не приветствовали эту инициативу и другие партнеры по коалиции. «Но если премьера не устроит какая-либо из предложенных кандидатур, то он может наложить вето. По коалиционному соглашению ему предоставляется такое право», - сказал ИА «24.kg» лидер «Ар-Намыса» Феликс Кулов.
А без пяти минут глава правительства Джоомарт Оторбаев, известный своей мягкостью, поспешил заявить, что не намерен использовать предоставленное ему право вето и будет работать с тем, что ему любезно подсунули члены Жогорку Кененша.
Отвечая на вопросы ИА «24.kg», Джоомарт Оторбаев заверил, что Камила Талиева не так страшна, как ее малюют. Он также отметил, что с оптимизмом смотрит на чиновницу, которой доверили культуру страны, туризм и информационную политику.
«Журналистам не стоит опасаться покушения на свободу слова. Не думаю, что она (Камила Талиева - прим. ИА «24.kg») имеет какие-либо планы ужесточить контроль за СМИ», - сказал будущий премьер.
Джоомарт Оторбаев - большой оптимист и романтик. По всей видимости, его вовсе не смущает, что за короткий срок на посту вице-премьера эта дама умудрилась сменить с десяток помощников, семь секретарей и несколько водителей. Клерки просто отказывались с ней работать ввиду чрезмерной эмоциональности самой Камилы Талиевой и ее непомерных требований, не относящихся к прямым обязанностям помощника, секретаря и водителя.
Скандал при распределении мест в кабмине разгорелся и в СДПК. Накануне социал-демократы избирали кандидатов на пост первого вице-премьер-министра и вице-премьера по социальным вопросам. На должность последнего рекомендовали члена фракции СДПК в Бишкекском городском кенеше Эльвиру Сариеву. По ее кандидатуре прений не возникло. А вот когда обсуждали, кто из претендентов на кресло первого вице-премьера - Тайырбек Сарпашев или Осмонбек Артыкбаев - достойнее, квалифицированней и честнее, едва не подрались. В итоге остановились на Сарпашеве.
Увещеваниям их молодого коллеги Данияра Тербишалиева о том, что нельзя допускать к власти чиновников, имеющих в наличии родственников-бизнесменов, дабы не допустить сращивания госслужащего с частным капиталом, коллеги не вняли.
«Я имел в виду всех чиновников без исключения. Ни для кого не секрет, что министр транспорта и коммуникаций (Калыкбек Султанов) владеет компанией «Авангард стиль», которая строит многоэтажные дома. Также мне известно, что она привлекалась для возведения школ на государственные деньги. По вице-премьер-министру Тайырбеку Сарпашеву создавалась отдельная комиссия. Его родственники владеют целой сетью компаний «Градиент». У бывшего главы Госстроя Нарбаева - строительные ОсОО. У и.о. министра энергетики и промышленности Осмонбека Артыкбаева - фармацевтическая компания и сеть аптек «Неман». Много тех, кто пользуется служебным положением, но это сложно доказать», - пояснил Данияр Тербишалиев.
Он добавил, что принадлежащие родственникам чиновников фирмы часто выигрывают тендеры, что порождает системную коррупцию. «Необходимо создать комиссию, прежде чем утверждать новый кабинет министров, причастных к бизнесу. Мы должны дать полную информацию об имуществе и установить, имели ли место факты победы в тендерах», - сказал Данияр Тербишалиев.
Тот самый сарпашевский «Градиент», как установила депутатская комиссия, выигрывал массу тендеров после того, как ее владелец уселся в кресло члена правительства.
В итоге коалиция сформировала правительство. Состав его (за исключением нескольких позиций) остался прежним. Не поменялась и структура. Но судя по тому, как отбирались кадры, как делились места и какие баталии шли за квоты, новый альянс с пафосным названием «За укрепление государственности» вновь демонстративно проигнорировал рекомендации президента страны отказаться от торговли должностями и превратил процесс создания кабмина в увлекательный аукцион.