19:40
USD 87.45
EUR 94.92
RUB 1.03
Взгляд

Оппозиция.kg. Холодный душ

Новое оппозиционное движение Кыргызстана презентовало себя накануне в Бишкеке. Широкого анонса не было, но журналисты, узнав, прибыли в отель «Ак-Кеме» немалым составом. Хотелось услышать из первых уст, с чем выходят в народные массы очередные оппоненты очередной власти.

Значительное число охраны обеспечивало повышенные меры безопасности. Организаторы мероприятия пояснили журналистам, что сделано это для исключения возможных провокаций. Однако провокаций, как и сенсаций, не случилось. Новаторства не замечено. На авансцене появились всем хорошо и давно известные персоны. Лидером, как известно, НОД провозгласил депутата парламента Равшана Жээнбекова.

Как и все прошлые оппозиции, нынешняя выбрала свою традиционную жертву - президента. Сменилось лишь имя. Теперь это Алмазбек Атамбаев. Его обвинили в том, что он «угробил» парламентаризм в Кыргызстане.  

По мнению Равшана Жээнбекова и его новых-старых соратников, действующий президент использует государственные СМИ как частные, назначил на ключевые посты соратников и друзей, по «Кумтору» поддерживает политику Бакиева, передает суверенитет страны Кремлю, распродавая все стратегические объекты.

По его словам, оппозиция намерена укреплять парламентаризм, бороться за установление истинной демократии, децентрализацию власти и проведение реформ. Он также пообещал, что в скором времени НОД презентует альтернативную стратегию развития страны.

Затем в очередь встали желающие выступить. Как ни крути, но в НОД собрались сплошь бывшие чиновники и депутаты. Их красиво представляли публике - лидер такой-то партии, общественный деятель, гражданский активист, известный политик... Но журналисты видели бывшего заместителя министра внутренних дел, бывших генеральных прокуроров и депутатов и других лиц, лишившихся должности. Ни одного из тех, кто сознательно или на протяжении многих лет служил, пусть своей или романтической идеологии, без портфелей и мандатов. Таких в НОД нет.

Кубанычбек Кадыров, Азимбек Бекназаров, Омурбек Суваналиев, Рамазан Дырылдаев, Турсунбек Акун, Талант Мамытов - все они теперь с приставкой «экс».

Никто из них и даже сам Равшан Жээнбеков ни прежде, ни на своем первом открытом сборе так и не смогли убедить журналистов в значимости и искренности заявленных целей.

Основной причиной, побудившей костяк войти в оппозицию, остается одна - вновь попасть во власть. Лидер НОД так и говорит: наша главная цель - добиваться власти. А уж затем следует необходимый набор красивых обещаний про децентрализацию, истинную демократию...

Конечно, во многом правы те эксперты, которые подчеркивают: апрельские события, как и мартовские 2005 года, не достигли своей цели. В Кыргызстане по-прежнему устойчивы те формы управления, решения государственных задач и «развития» экономики, которые посеял первый свергнутый президент Аскар Акаев.

По-прежнему на первом плане родоплеменные отношения, лоббирование по степени доверия своих, продвижение аффилированных компаний и бизнесменов. Пожалуй, к этому букету можно добавить одно «новаторство» - теперь еще и учет партийной принадлежности. Но поскольку потенциальное большинство политических организаций - это партии одного лидера, а их наполнение - случайные люди или земляки, то о качестве исполнения либо продвижении реформ говорить не приходится.

То, что оппозиция Кыргызстану нужна, понимают все. Но оппозиция должна быть все-таки качественной. А у нас она традиционно формируется из обиженных отставников. Ждать прогресса от таковой могут только наивные романтики, далекие от коварных и циничных интриг, без которых не обходятся в нашем истеблишменте. Официальная власть отвечает своим оппонентам тем же - коварством и интригами. То есть и первая, и вторая стороны общаются на своем «родном языке». И тем, и другим народ нужен исключительно в роли статистов. Ну как без лозунгов про чаяния народа? Это всегда хорошее прикрытие. Беспроигрышное.

Остается непонятным, почему инициатор создания новой оппозиции Равшан Жээнбеков, тревожась за будущее парламентаризма, которому «угрожает авторитаризм Алмазбека Атамбаева», не выполняет своих прямых функций в Жогорку Кенеше. В стране с парламентской формой правления, где депутаты наделены широчайшими полномочиями, сам бог велел использовать трибуну по прямому назначению. Равшану Жээнбекову в зале пленарных заседаний тесно? Или все-таки началась большая политическая игра на опережение? Или торг?

Ведь логичнее убеждать своих коллег-парламентариев озвучить критику в адрес властей. Почему там, в Жогорку Кенеше, депутат Равшан Жээнбеков не скажет прямо в глаза депутату Омурбеку Текебаеву, что парламентаризма в стране, по сути, нет? Страшно? Страшно. Оппозиция привычно пошла на улицы. Так эффектнее.

Впрочем, наверняка в НОД почувствовали, что презентацию движения собравшиеся восприняли без особого энтузиазма. Холодным душем для Равшана Жээнбекова и его партнеров стало некстати прозвучавшее заявление бывшего главы МИД Аликбека Джекшенкулова. Он сказал журналистам, что и не думал вступать в ряды новой оппозиции. А единственное условие ее пополнить - это собственное лидерство. Делить лидерство с Равшаном Жээнбековым Аликбек Джекшенкулов не готов. Спустя пару часов о своем выходе из состава НОД заявил и другой бывший чиновник - генерал спецслужб Артур Медетбеков. По его словам, во время предварительных встреч и переговоров «инициаторы объединения заверяли, что в новой оппозиции не будет членов временного правительства КР». «Однако свое обещание они не сдержали. Сегодня нам стало известно, что в НОД присутствуют некоторые из тех, кто ответственен за трагические события апреля и июня 2010 года. Я и Народно-демократическая партия покидаем ряды оппозиционного движения», - заявил накануне Артур Медетбеков.

Как и прежде, в оппозиции нет согласия. Тот же Артур Медетбеков покинул ее спустя всего несколько дней после того, как она заявила о себе. Такими темпами в НОД останутся Азимбек Бекназаров, для которого быть оппонентом уже хобби, да сам Равшан Жээнбеков.

На презентации по неизвестным причинам не появились новоявленный оппозиционер Мелисбек Мырзакматов и любитель паркура Камчыбек Ташиев.

Равшан Жээнбеков не смог детально и подробно рассказать о планируемых реформах, ограничившись набором штампов. Он пояснил, что НОД только что создано, но позже непременно будут и программа, и более четкие объяснения.

Он привычно обвинил всех журналистов, позволивших его критиковать за былые «подвиги» в написании заказных статей. Депутат уверен, что все это «творчество» - дело рук «Белого дома». Разумеется, каких-либо фактов Равшан Жээнбеков не представил. С фактами и аргументами у него, в общем, слабовато. А журналисты все-таки надеются, что Равшан Жээнбеков наберется мужества и честно расскажет, почему он не смог противостоять массовой распродаже сотен государственных объектов, ушедших в частные руки по дешевке. В этом конкретном случае сложно обвинять СМИ в неком «заказе». Ведь не журналисты же выкручивали руки председателю Фонда госимущества.

...В тот самый период, когда первый свергнутый президент страны Аскар Акаев распробовал все вкусовые оттенки власти, оппозиция, тоже состоящая из отставников, заговорила о своей главной ошибке - выборе этого человека своим лидером. История повторилась и при Курманбеке Бакиеве. Повторяется и сейчас. По третьему кругу. Может, Кыргызстану не нужна оппозиция, которая все время ошибается? Может, необходим приток новых, свежих сил, у которых есть моральное право оппонировать власти?


Бизнес