03:01
USD 87.45
EUR 97.93
RUB 1.09
Взгляд

Нур Омаров: В Кыргызстане воровство превратилось в предмет доблести среди нечистоплотных чиновников, отбирающих хлеб у стариков и детей

Известный политолог Кыргызстана Нур Омаров сегодня гость ИА «24.kg». Он согласился ответить на вопросы журналистов информагентства.

 

- Нур Мэлсович, сейчас остро стоит вопрос о перспективных направлениях действий как власти, так и оппозиции. Власти по-прежнему не могут выработать внятную программу кардинальных перемен. Как вы думаете, сделает ли это оппозиция?

 

- Разумеется, до тех пор, пока оппозиция не представит на суд общественности самостоятельную и взаимоувязанную стратегию реформ, говорить об этом трудно. Однако, учитывая ее качественный рост, присутствие в ней людей, имеющих разнообразный опыт управления, стремление использовать молодежь, наверное, можно ответить положительно. В частности, у меня есть надежда, что дело не ограничится поверхностными реформами, которые интересны только политикам. Для того чтобы добиться успеха, оппозиции надо идти «вниз и вширь», решая, в первую очередь, проблемы простых граждан. В ином случае все благие намерения обречены на провал и неминуем новый социальный взрыв в стране, который сметет всех и вся.

 

- Что, по-вашему, конкретно предлагает оппозиция? И что она может предложить?  

 

- Оппозиция пока не представила полностью свою программу. В значительной степени это связано с тем, что она вынуждена решать организационные вопросы, согласовывать свои тактику и стратегию с Движением «За реформы!». В то же время лидеры Объединенного фронта «За достойное будущее Кыргызстана» неоднократно озвучивали свою позицию, суть которой - системные перемены, близкие с позицией «реформистов», позволяющие исключить из нашей жизни клановость, семейственность, коррупцию. Анализируя выступления лидеров оппозиции, можно, наверное, попытаться спрогнозировать вероятную программу стратегических реформ Объединенного фронта.

 

Думаю, она должна состоять из семи взаимосвязанных блоков. Первый, политический, уже более или менее определился. Это проведение конституционной реформы, реорганизация партий и неправительственных организаций, модернизация избирательного законодательства. Важным элементом данного процесса должны стать досрочные выборы президента, позволяющие подтвердить легитимность главы государства и предотвратить политический и региональный раскол.

 

Второй, не менее важный блок, - социальный. Почему социальный блок выходит вперед? Хоть он и зависит напрямую от перемен в политике и экономике, ожидания реформ именно в данной области среди граждан наиболее высоки. Неудовлетворенность своим положением, социальная несправедливость, разрыв в социальном обеспечении порождают у граждан наибольший протест. Простой пример: если сравнивать личный социальный интерес и абстрактный политический, что выберет обыватель, далекий от политики? Безусловно, личные права.

 

Что можно сделать в этой области? Прежде всего, попытаться сократить увеличивающийся разрыв в доходах населения, достигающий у нас примерно семидесятикратного значения. В развитых странах он не превышает 5-10-кратного. Если учитывать давние традиции коллективизма и социализма, то такое обнищание основной части народа неизбежно ведет к желанию насильственного передела собственности. Чтобы предотвратить это, необходимо реализовать оправдавшую себя на Западе модель социального партнерства общества и бизнеса, где посредником может выступать государство. Решаться данный вопрос должен через разнообразные методики, позволяющие выстроить цивилизованные отношения государства и частного бизнеса, государства и граждан. Поэтому необходимо отдавать приоритет проблемам малоимущих и социально уязвимых слоев населения - молодежи, женщин, стариков, инвалидов, детей-сирот.

 

В противном случае большинство граждан так и будут видеть в бизнесменах не кормильцев, без которых им не прожить, а социальных врагов. Быть богатым в нашей стране стыдно. И стыдно-то за богатых. Хотя, в идеале, должно быть наоборот.

 

Очень важно реализовать на практике антикоррупционную стратегию, позволяющую государству наполнить бюджет и выполнить социальные обязательства. Пример - та же Грузия, где принят Закон «О неправедно нажитом имуществе», позволивший многократно увеличить доходы бюджета страны. Все очень просто: к владельцам вилл, шикарных машин и прочего приходят и просят подтвердить законность происхождения средств, на которые это все приобретено. Если они не могут этого сделать, имущество переходит государству или же преступник должен «легализоваться», делясь своими реальными доходами с малоимущими гражданами. У нас же воровство превратилось в предмет доблести среди нечистоплотных чиновников, отбирающих хлеб у стариков и детей.

 

- А как экономику сделать эффективной, Нур Мэлсович?   

    

- В качестве третьего блока я бы предложил именно экономический. Отмечу лишь его направления. По моему мнению, наша страна должна наконец-то найти свою нишу на региональном рынке труда, и основные направления уже видны. Это туризм, транспортные и иные коммуникации, оказание разного рода услуг странам региона, включая наши трудовые ресурсы. Мировые рынки мы не завоюем, наша страна слишком мала и слаба для этого. Значит, основной ориентир - Центральная Азия и сопредельные страны. Для этого у нас хватит и ресурсов, и умения. Но надо уметь ими распоряжаться, и здесь опять же важно повернуть теневые финансовые потоки на обслуживание государства.

 

Если говорить о четвертом блоке, то я бы обозначил его как правовой, обеспечивающий реформу правоохранительного и судебного секторов. Ключевыми понятиями здесь должны стать отсутствующие у нас гуманизация законодательства и защита прав граждан, безусловное равенство всех перед Законом.

 

Крайне важно правильное определение и умелая реализация внешнеполитических приоритетов, что я бы определил в качестве пятого блока. Здесь для меня на первом месте совершенно очевидно стоят страны Центральной Азии. Речь о внутрирегиональном сотрудничестве. Затем по приоритетности внимание должно уделяться России, Китаю, США, Западной Европе, странам Ближнего и Среднего Востока, Японии. Здесь также не надо ставить невыполнимых задач мирового масштаба, поскольку нас никто не воспринимает в качестве центра силы. Наша внешняя политика должна, в первую очередь, обслуживать задачи внутреннего стабильного развития. Этим и будут определяться ее тактические задачи, которые, должны вырабатываться с учетом конкретных ситуаций во внешнем окружении.

 

-  С некоторых пор такой деликатный вопрос, как межнациональные отношения, в Кыргызстане становится темой для тревожных публикаций. Конфликт в селе Искре, в городе Караколе в прошлом году…      

 

- Этнополитические отношения можно назвать в качестве шестого блока. Чего мы хотим от нашей страны, учитывая ее многонациональность? Безусловно, мира и консолидации на основе терпимости. Того, чтобы все работали на благо нашей Родины. Именно поэтому я полагаю, что будет оптимальным использовать как основу гражданский национализм,    при котором главное - осознание себя гражданином страны, а уж потом - представителем конкретного этноса. Это позволит не только консолидировать нацию кыргызстанцев, но и самих кыргызов, минимизировать тревожное разделение на южан и северян, эксплуатируемое недалекими политиками.

 

- А культурный блок в вашей программе есть?

 

- Седьмой блок - защита духовных ценностей и культурной идентичности. Сейчас везде наступило время всеобщего отрицания. И в Кыргызстане, как и в постсоветских странах, это проявляется с наибольшей силой. Старая идеология рухнула, новой нет. Поэтому не секрет, что народ, испытывая колоссальное давление, переживает серьезную деградацию, пытаясь выжить любыми способами. И здесь оптимальную роль могло бы сыграть умелое использование потенциала традиционных религий, общих для всех народов нравственных ценностей. Если «вмонтировать» их в то, что везде принято называть национальными идеологиями, думается, удалось бы достичь успеха в нашем развитии. И, конечно, сохранение культурной идентичности (глобализация все смывает и стирает грани различия) для нас актуально.

 

Таковы, на мой взгляд, контуры той стратегии реформ, которая проглядывает при анализе последних выступлений лидеров ОФ «За достойное будущее Кыргызстана». Наверное, скоро мы сможем ознакомиться с ними в более развернутом виде. Но за своими «высокими» требованиями политики не должны забывать простого маленького человека с его скромными надеждами и ожиданиями. Тогда он сможет отблагодарить их в полной мере поддержкой и пониманием.


Бизнес