Хочешь раскрутить фильм, спроси кыргызстанские спецслужбы, как.
Не успели еще утихнуть страсти по так называемой документальной ленте «Невинность мусульман», как тут же началась раскрутка нового фильма. С легкой руки силовиков Кыргызстана при помощи таких же «первоклассных» пиарщиков из Госкомиссии по делам религий обычный документальный фильм голландского режиссера Криса Беллони о людях с нетрадиционной сексуальной ориентацией, живущих в мусульманских странах, стал чуть ли не блокбастером. А число желающих посмотреть его за последние несколько дней возросло в геометрической прогрессии.
Очередной киноскандал с религиозным душком разгорелся под занавес прошедшего в Бишкеке 24-28 сентября VI Международного фестиваля документальных фильмов по правам человека «Бир дуйно Кыргызстан», в рамках которого и планировался показ фильма «Я гей, я мусульманин». Он рассказывает о двух молодых людях, которые любят друг друга, но живут в Марокко, где гомосексуализм признан уголовным преступлением. «Я хотел показать, что они тоже люди, что они тоже хотят любить», - рассказал журналистам о своей работе сам Крис Беллони.
Картину Криса Белони уже посмотрели зрители (в основном правозащитники) 13 стран. И нигде он не наделал столько шума как в Бишкеке. Документальная картина была воспринята в штыки местным духовенством. Муфтий КР Рахматулло ажы Эгембердиев написал заявление в ГКНБ. По его мнению, фильм «выставляет ислам в неприглядном виде на примере людей, в целом не имеющих ничего общего с религией». «Цель этого фильма - дестабилизация обстановки в стране. Следует запретить его показ», - считает он. Однако сам муфтий, как выяснилось, фильм не смотрел. Исходя из каких соображений он сделал такой вывод, непонятно.
Но похоже, что само название фильма, а не его содержание, подействовало как красная тряпка на быка, причем не столько на муфтият, сколько на рядовых граждан. Но они и знать бы не знали об этом кино, если бы власти не подняли такую шумиху.
В прошлом году прошел незамеченным показ фильма с таким же содержанием, но другим названием - «Джихад во имя любви», рассказывающего о молодых людях - гомосексуалистах из Ирана и Ирака.
Ажиотаж вокруг документального фильма «Я гей, я мусульманин» вызван лишь броским названием, в котором присутствует слово «мусульманин». У местных «экспертов» сразу же возникают ассоциации с небезызвестным фильмом «Невинность мусульман», который стал причиной беспорядков в ряде стран Ближнего Востока и даже убийства американского посла в Ливии.
В случае показа фильма «Я гей, я мусульманин» «неравнодушные» тоже грозили правозащитникам и организаторам фестиваля митингом и расправой. Звучали даже призывы сжечь кинотеатр «Манас», где проходил кинофестиваль.
Но, как отмечают правозащитники, отличие фильма «Я гей, я мусульманин» от «Невинности мусульман» в том, что он о правах человека, а не о религии. Возникает подозрение, что кому-то просто выгодно раскачивать ситуацию на религиозной почве, тем самым отвлекая внимание общественности от политических процессов в связи с предстоящими выборами в горкенеш.
В итоге Первомайский районный суд столицы на основе заключения неких безымянных экспертов Госкомиссии по делам религий признал фильм экстремистским и запретил его показ. Глава правозащитного центра «Граждане против коррупции» Толекан Исмаилова, несмотря на решение суда, все же не сдавалась и обещала, что «фильм будет показан». Но организаторы фестиваля рисковать не стали, и жаждущие посмотреть запрещенное кино ушли ни с чем. Если же намерениями ГКНБ, Госкомрелигии и суда было угодить ДУМК и не допустить распространение фильма, то вышло с точностью до наоборот.
Чего добились? Только одного: картину «Я гей, я мусульманин» обсуждают, ищут на просторах Интернета и жаждут посмотреть десятки тысяч человек...
Хотя фильм и не увидел свет в Кыргызстане, режиссеру все же стоит поблагодарить за бесплатную раскрутку его работы спецслужбы и суды нашей республики.