За годы независимости Кыргызстан так и кидало из одной крайности в другую. Разумеется, это в первую очередь отражалось на жизни нашего общества. У тех, кто родился в СССР, в сознании крепко сидят понятия о приличии - короткое не надевать, грудь не выпячивать и тому подобное. Но как раньше говорили, под тлетворным влиянием западной культуры мы как-то быстро привыкли к открытым пупкам, голым (извините) задницам, что без этого нам стало неинтересно как-то жить. В то же время другая часть общества ударилась в религию: молодые парни с отращенными бородами ходят в балахонах, юные мусульманки закрывают одеждами головы, запястья и лодыжки. Появляются семьи, в которых в хиджаб наряжают даже маленьких девочек.
Что это - стремление выделиться из толпы, дань моде или желание заявить о своей приверженности в данном случае исламу? Вопрос я беспардонно задавала так называемым завернутым мусульманкам. Все как один они заявляли, что пришли к вере по зову сердца, они глубоко убеждены, что так жили наши предки и Аллах помогает им выбрать правильный путь в жизни... Запомнилась одна из историй, которую поведала миловидная женщина лет сорока:
- Мы с мужем были богаты: у нас были дом, квартира в Бишкеке, магазин, поле. Оказывается, человеку всегда мало того, что он имеет. Стали брать кредиты, чтобы увеличить капитал. Обилие денег вскружило голову мужу, он стал гулять. Бог все дает, но он и все отбирает. В один год мы потеряли почти все - урожай сгорел, пришлось продать квартиру, чтобы выплатить кредит. Мы стали часто ссориться, из дома ушли тепло и уют. Тогда я решила ходить в мечеть. И я нашла покой в молитвах. Теперь в моей душе спокойствие...
Вот и ответ на вопрос. Человек не находит понимания у родных, у него разладились отношения с близкими, окружающие его не слышат, да и государству на него наплевать... Такой человек ищет какое-то пристанище для своей души. А, как известно, зачастую именно вера становится таким пристанищем.
Интерес к религии в обществе, надо отметить, очень высокий. Советские кыргызы, к примеру, готовясь к свадьбе, спорили, по каким традициям ее проводить - нарынским, иссык-кульским или таласским. Теперь не спорят - руководствуются шариатом. В сельской местности лучше отдадут ребенка не в обычную школу, а в медресе, чтобы тот вырос имандуу (воспитанным).
В политическом истеблишменте вопросы веры - это больше проблемы моды. И пока деятельность его представителей больше походит на мышиную возню, религиозные организации не дремлют. И результат их деятельности очевиден: в стране за годы независимости созданы 7 исламских вузов и более 40 медресе. Всего в Кыргызстане насчитывается 2 тысячи 330 религиозных организаций, из них 1 тысяча 943 - исламские, 371 христианская, 14 - объединения последователей новых религиозных течений.
Да, в распространении религий среди населения, как в любом явлении (в нашем случае социальном), есть свои плюсы и минусы. Есть истории, когда, приняв веру, проститутки оставляли свое ремесло и становились прекрасными женами и матерями, алкоголики расставались с вредными привычками, кто-то из групп риска даже переквалифицировался в молдо.
«Процесс исламизации у нас неизбежен, потому что людям присуще во что-то верить, - говорит экс-глава Совета безопасности Мирослав Ниязов. - Но это в скором времени повлечет за собой возникновение проблем, таких, как радикальный экстремизм». Это, конечно, большой минус.
Что касается меня самой, то я испытываю тревогу, когда слышу молитву из мечети или вижу женщину, закутанную с головы до пят в черное. К слову, в Италии и во Франции люди выступили против ношения хиджабов именно потому, что это вызывало чувство страха у них, особенно у их детей. Власти этих стран, согласившись с доводами своих граждан, наложили запрет на ношение в общественных местах хиджабов и паранджи.
И вовсе я не против веры как таковой (как многие, перед сном я тоже благодарю Бога за прожитый день, молюсь за своих родных и близких). Свобода вероисповедания должна быть беспрекословна. Но хочется услышать внятный ответ от Духовного управления мусульман Кыргызстана: «Только ли по хиджабу или парандже определяется, соблюдает ли та или иная женщина исламские нравственные каноны? Можно ли считаться таковой, нося, например, светскую одежду?».
И не только услышать, но и увидеть реальные действия ГКНБ, насколько граждане КР защищены от религиозных экстремистов. Приведу строки из одного из последних выпусков международного издания Asia Times. «Страны Центральной Азии подвержены двум угрозам со стороны Афганистана: вторжение повстанцев и оборот наркотиков. Кульминации проблемы достигли в Ферганской долине, поделенной между Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном. Трем республикам больше всего грозит риск государственного исчезновения, - высказывает мнение автор издания. - Эти страны продемонстрировали неспособность в решении множества трансграничных проблем, влияющих на жизнь половины сконцентрированного в долине населения региона, все больше становящегося объектом исламизации. Оппозиционные силы извлекают пользу из межгосударственных споров и упадка их политических систем. На этом фоне исламисты могут представить себя как единственную политическую альтернативу существующему положению дел».
Есть над чем задуматься. Например, сегодня те, кто фанатично проповедует ислам, в Европе требуют не заводить в доме собак (по шариату собака не является чистым животным). В Кыргызстане же взламывают официальный сайт правительства и объявляют джихад президенту страны. А чего потребуют завтра?