Про кыргызскую армию, которую даже с натяжкой сложно назвать грозной военной силой, впору слагать легенды. Сегодня Вооруженные силы представляют собой весьма печальную картину под названием «приплыли». Численность военнослужащих, качество и количество вооружения, подготовка кадров, довольствие офицеров, пенсий ветеранов, дедовщина и суицид, не говоря уже про коррупцию, - каждая из этих составляющих явно не служит их украшением.
Немногочисленные вооруженные конфликты, происходившие на территории республики, всякий раз обнажали «боеспособность» силовых структур Кыргызстана. Вспомним Баткенскую кампанию 1999 года, когда небольшая группа боевиков поставила на уши почти всю нашу армию. Или события на юге республики в 2010 году, когда Алмазбек Атамбаев признавался, что не мог поначалу собрать «разобранные» и деморализованные военные силы страны. Сами того не осознавая, мы демонстрировали миру свою «боевую мощь». И прежде всего нашим соседям по региону.
Остатки не сладки
Распад СССР оставил в наследство союзным республикам остатки былого военного величия. С начала 90-х Кыргызстан на этом пайке так и сидит, в отличие, к примеру, от наших ближайших соседей, которые смогли создать крепкую армейскую структуру. Мы же продолжаем радоваться гуманитарной помощи нашим страждущим солдатам, оказанной ими по случаю.
Но, может быть, у нас кадровый состав крепче и профессиональнее? Да нет, и здесь незадача. Офицеров, прошедших еще советскую школу подготовки, в КР осталось немного. Часть из них уже свое отслужила, а часть просто устала работать на голом энтузиазме, за счет которого последние годы мы и поддерживали облик армии. А ведь это бесценные военные кадры, обладающие боевым опытом и практическими знаниями.
DEADовщина
Оставляет желать лучшего и состав рядовых. Лицо кыргызской армии сегодня определяют в основном выходцы из глубокой провинции. «У нас рабоче-крестьянская армия, в которой служат дети из социально уязвимых слоев населения, - дает ей оценку председатель Общественного наблюдательного совета при Министерстве обороны КР Токтогул Какчекеев. - Для них армия является зачастую единственной возможностью сделать карьеру, а иногда и просто выжить. Необходимо привлекать на военную службу парней из благополучных семей, которые имеют устойчивую психику и будут защищать хотя бы свое богатство». По его словам, дедовщина в армии не является порождением самих военных, это отражение социально-политического устройства всего общества. В стране идет повсеместный мордобой - начиная со школы и заканчивая Жогорку Кенешем. «Видя это, молодые люди начинают копировать такое поведение. Ведь армия - это зеркало общества», - заключил Токтогул Какчекеев.
Поэтому уже мало кого удивляют факты дезертирства и самоубийств среди военнослужащих. Недавно республику облетела весть о том, что в самоволку сбежали 15 солдат из военной части Бишкека, а в Военном институте недавно покончил жизнь самоубийством один из курсантов. Это, пожалуй, лишь верхушка айсберга злосчастных проблем. И пусть ту часть, которую покинула группа солдат, расформировали, а руководителей вуза сняли с должностей, это не решило проблемы, не устранило их причины.
Поколение Х
Как все-таки, невзирая на все тяготы и лишения, сделать службу в кыргызской армии престижной? Председатель Совета ветеранов Пограничных войск ГКНБ КР Сталбек Асакеев считает, что нужно в Конституции изменить положение о воинской службе. «Если в советское время служба в армии была священным долгом, то сейчас лишь почетной обязанностью, - говорит он. - Нужно менять саму доктрину и закладывать в сознание молодежи престиж армейской службы на уровне государственной идеологии».
Как отмечает Сталбек Асакеев, миссия преемственности опыта молодыми поколениями возложена на плечи ветеранов ВС, которые проводят встречи с мальчишками часто лишь по праздникам. Этого недостаточно, воспитание патриотизма у молодежи должно осуществлять государство, и не путем навязывания идеи, а созданием таких условий службы, чтобы парни сами стремились на нее попасть.
Подайте копеечку!
О ветеранах разговор особый. Не хочется вспоминать об этом в праздник, но не будем уподобляться страусу. Самую низкую пенсию среди военнослужащих в КР имеют пограничники. Со всеми заслугами и регалиями они получают около 5 тысяч сомов. Как подчеркивает Сталбек Асакеев, ветераны-пограничники давно бьют во все колокола, чтобы их довольствие хотя бы приравняли ко всем остальным родам войск. Впрочем, особо хвастать ветеранам любых войск в КР нечем. И как прикажете мотивировать ребят служить своей Отчизне, когда рассчитывать им придется на мизерную зарплату, а после завершения службы - и на соответствующую пенсию?!
Бойцы невидимого фронта
А как быть остальным, тем, кто учится или работает? По мнению члена комитета по обороне и безопасности Жогорку Кенеша Исмаила Исакова, в этом нет противоречия. Поскольку выигрывают все заинтересованные стороны. «Согласно закону, молодые люди призывного возраста могут избрать альтернативную службу и продолжить обучение или работу, - говорит он. - При этом лица выплачивают государству денежную компенсацию за службу». Исмаил Исаков отмечает, что для этого у призывника должны быть веские основания: семейное положение, состояние здоровья и религиозные убеждения.
Монолит?
Вызывает тревогу и состав кыргызской армии, в настоящее время он практически мононациональный. Об этом говорила еще президент переходного периода Роза Отунбаева в мае 2011 года. Тогда глава государства предложила рассмотреть возможность призыва в Вооруженные силы КР представителей других национальностей, проживающих в республике. Иначе кто же будет защищать Родину в случае вторжения внешнего врага? Монолитный сплав из титульной нации, разбавленный редкими представителями русского этноса? «В случае войны к мобилизации будут призваны представители всех национальностей в Кыргызстане», - уверяет депутат ЖК Исмаил Исаков.
Хочется задать вполне резонный вопрос: а будут ли другие этнические группы кроме титульной нации проливать кровь за Кыргызстан? Ведь у некоторых в силу обострения национального, языкового вопроса нет ощущения того, что эта земля и есть их Родина. При любой возможности они попытаются покинуть страну. А если и останутся, то смогут ли достойно защищать Отчизну, если никто из них не служил?
Для сравнения
Для того чтобы увидеть свою ахиллесову пяту, достаточно взглянуть на Вооруженные силы соседних государств. У нас служат 7 тысяч солдат-срочников, в Узбекистане их 70 тысяч, в Казахстане - 60, в Туркменистане - 50 и 12 тысяч в Таджикистане... Сравнение явно не в нашу пользу. И в первую очередь для наших властей.
Когда видишь, какое внимание соседние страны уделяют своему военно-оборонному комплексу, особенно в России, то диву даешься. Самые передовые виды вооружения, госпрограммы по повышению денежного довольствия офицерам и пенсий ветеранам, переход на контрактную службу и профессиональную армию, не говоря уже об уровне военной подготовки. Нам остается только завидовать. Благо, что мы состоим в таких силовых блоках, как ОДКБ и ШОС, где можно получить помощь со стороны союзников. Как возможность получить особые преференции можно рассматривать и размещение на территории КР американской и российской авиабаз, которые могут в случае опасности оказать поддержку нашим войскам с воздуха.
Эксперты сходятся во мнении, что наше государство совершенно не заботится о своей армии. И особенно печально это констатировать накануне праздника - Дня защитника Отечества.