17:03
USD 87.45
EUR 98.45
RUB 1.08
Взгляд

Когда и как будут проводиться экономические реформы?

Станбеков Токторбек Арабаевич, кандидат экономических наук, докторант РАН (Москва) специально для ИА «24.kg».

 

Новые времена, новые люди, а проблемы в экономике Кыргызстана - старые. Ее «теневая» часть крепчает, государственный сектор слабеет. Эффективность функционирования государственных органов крайне низка. Действия министерств и ведомств разрознены и не направлены на конечный результат.

 

Как никогда ощущается дефицит научного продукта – крайне не хватает разработок по концепции развития. Нет системного, комплексного видения и подхода к решению проблем экономики. Есть дирижер, оркестр, а нот нет. Некому писать. А то, что написано, не соответствует требованиям времени и реалиям.

 

Экономический курс страны нуждается в серьезной корректировке. Попытки проводить реформы без критического анализа теории построения рыночной экономики, без адаптации ее к специфике национальной экономики обречены на провал. Более того, трактовка устаревшей теории открытой экономики и популистские высказывания отдельных чиновников о свободе рынка продолжают приносить тяжелые материальные потери. Пример тому - разбалансированная экономика.

 

Как сделать, чтобы часовой механизм экономики опять заработал слаженно? Какова роль министерств и ведомств в управлении? Как изыскать финансовые ресурсы, чтобы обеспечить экономическое развитие страны, имеющей колоссальные резервы? В настоящей статье предлагается лишь частичное решение некоторых проблем.

 

Со времен обретения независимости Кыргызстана термин «рыночная экономика» возведен в абсолют и воспринимается как отказ государства от управления экономикой, ставка сделана на саморегуляцию рынка. Однако следует отметить, что теория абсолютного невмешательства государства в экономические процессы уже несколько столетий является несостоятельной, опровергнута самими же классиками экономической теории, которые позже отмечали важнейшую роль государства в управлении экономикой. Более того, в условиях глобализации роль государства усиливается с точки зрения экономической безопасности, создания условий для вхождения национальной экономики в мировую. Во всех развитых странах именно руководство создает условия для выхода национальных хозяйствующих субъектов на внешние рынки, при необходимости лоббирует их интересы через государственные каналы.

 

Мировой опыт показывает, что экономический рост в развивающихся странах во многом обеспечен сильной государственной политикой в управлении экономикой.

Сегодня эффективность деятельности органов государственного управления в Кыргызстане крайне низка. Отсутствует научная концепция развития экономики страны, что обусловливает наличие следующих проблем в стране:

 

1. Денежно-кредитная и финансовая политика не ориентирована на развитие реального сектора экономики.

    

2. Государственный бюджет формируется по принципам инертности и эволюционности.

 

3. Фискальная политика не отражает потенциальных возможностей сбора налогов.

    

Финансово-кредитная система республики оторвана от экономического базиса, все сведено преимущественно к сбору налогов и перераспределению их в других сферах, без использования каких либо инвестиций. Отсутствуют долгосрочные кредиты для отраслей экономики. Предлагаемые же ставки займов настолько высоки (25-30 процентов), что являются неподъемными для хозяйствующих субъектов. Такое положение не позволяет развиваться реальному сектору экономики и, соответственно, не может обеспечить динамику доходной части государственного бюджета.

 

Следует отметить, что госбюджет КР формируется пассивно, на основе минимальных возможностей роста, без учета внутренних резервов хозяйствующих субъектов. Государством не используются такие методы мотивации увеличения объемов производства, как кредиты, содействие государственных органов управления в продвижении продукции на внешние рынки, совершенствование менеджмента: объединение мелких компаний, развитие кооперации и др.

 

Другой причиной низкого уровня доходов госбюджета является неэффективная деятельность фискальных органов. Согласно оценке, порядка 20-50 процентов объема ВВП находится в теневом обороте. Занижение объемов производства и услуг, контрабанда, двойная бухгалтерия, сокрытие налогов являются в республике нормой. В то же время на протяжении многих лет отсутствует программа легализации теневых доходов.

    

Одной из причин стагнации экономики республики является самоустранение государства от управления ею. Министерства и ведомства фактически стали статистическими органами деятельности хозяйствующих субъектов и не разрабатывают стратегии, программы развития отрасли. Об управлении, соответственно, и речи нет.

 

При этом одной из главных функций государственных органов управления в рыночных условиях на уровне макроэкономики является обеспечение сбалансированного и пропорционального развития, координация и регулирование действий рыночных механизмов в интересах общества.

 

На мой взгляд, в целях преодоления застоя в экономике и придания ей тенденции ускоренного роста, правительству республики необходимо:

 

1. Разработать научно обоснованную концепцию развития экономики. Одним из ключевых ее направлений должно стать импортозамещение и ориентация ведущих отраслей на экспорт. При этом важным вопросом является обязательная государственная поддержка и правовое сопровождение выхода национальных компаний на внешние рынки.

    

2. Разработать денежно-кредитную и финансовую политику с приоритетом развития реального сектора экономики. В этом плане необходимо предоставить среднесрочные кредиты для предприятий промышленности, снизить их ставки до приемлемого уровня. В организационном плане это предполагает формирование государственного промышленного банка.

 

3. Повысить уровень эффективности администрирования фискальных органов, что, в свою очередь, повлечет сокращение теневого сектора экономики. Для этого необходима соответствующая программа, ориентированная на реальное увеличение доходной части госбюджета.

 

При формировании государственного бюджета должен применяться метод индикативного планирования с учетом максимального выявления резервов роста производства. Это предполагает развернутый, детальный, объектный анализ значимых хозяйствующих субъектов с целью оказания государственной поддержки: финансовой, организационной и прочей.

 

Таким образом, необходим комплексный, системный подход в управлении экономикой в рыночных условиях, а это предполагает эффективное использование всех имеющихся у государства функций и методов воздействия на экономику Кыргызстана.

Бизнес