ИА «24.kg» предлагает вам продолжить знакомство с наиболее запомнившимися моментами национальной предвыборной кампании. На этот раз мы расскажем об особенностях партийно-агитационного творчества.
Традиционная агиториентация
Рекламная кампания партий началась в Кыргызстане задолго до ее официального объявления. Политические организации занялись созданием информационных поводов для привлечения внимания СМИ. В считанные дни до начала агитации ряд партий инициировал и даже провел различные мероприятия – конференции, встречи, музыкальные шоу. Другая сторона кампании была представлена сообщениями о серии нападений на членов оппозиционных политических организаций на местах.
Член Центральной комиссии КР по выборам и проведению референдумов Гуля Рыскулова, предвосхищая события, заявила, что ожидает всплеска грязных технологий, сопровождающих выборы. По ее мнению, к запрещенным приемам участники политического процесса обратятся, когда исчерпают иные средства агитации. Судя по темпу и характеру рекламной кампании партий, волна черного пиара должна подняться в Кыргызстане в ближайшие дни.
Пока же политические организации стараются использовать традиционные средства: встречи с избирателями, листовки, плакаты и рекламные щиты. Особенно участники выборного процесса преуспели в производстве полиграфической продукции, которую в массовом порядке расклеивают на столбах, раскидывают в подворотнях и забрасывают в почтовые ящики. Некоторые агитаторы предпочитают передавать листовки из рук в руки, бомбардируя избирателей, когда они находятся дома.
Авторы слоганов партий, за редким исключением, не блеснули ни умом, ни фантазией, ни тем более оригинальностью. Большая часть рекламных лозунгов в той или иной форме напоминает избирателям, что от их выбора зависит будущее. Нечто подобное уже неоднократно звучало и раньше. Судя по прежним составам Жогорку Кенешей, избиратель до конца принять этот факт пока не может.
А был ли мальчик?
Агитационная кампания партии «Ак Жол» запомнится электорату своей масштабностью. Молодежное крыло создает информационные поводы, инициируя проведение форумов. Участники агиткоманд расклеивают плакаты на всех столбах вдоль центральных улиц городов и сел. Немалый вклад в агитационное дело внесли разномастные аналитики и социологи, предрекающие партийцам светлый путь в Жогорку Кенеш. Но выдвиженцы «Ак Жола», в последнее время мало покидавшие высокие кабинеты, так или иначе были вынуждены податься в народ, который должен узнать героев в лицо.
Партия послала наиболее известных кандидатов в вояжи по глубинке знакомить население с экономическими успехами президента и его команды. Все это увязывается со светлым будущим, в которое обещает привести людей политическая организация. Впрочем, самое громкое агитмероприятие «Ак Жол» успела провести еще до начала рекламной кампании. Концерт с участием звезд российской эстрады, включая известного рэп-исполнителя Серегу, несомненно будет признан самой массовой политической акцией после митингов оппозиции.
Отдельного внимания заслуживает способ издания листовок партии на государственном и официальном языках. Дизайн агиток практически одинаков, но можно найти несколько любопытных отличий. Так, кыргызскоязычный вариант отпечатан на простой бумаге, а не на офсетной, как русскоязычный. Возможно, потому, что издан тиражом в 400 тысяч экземпляров (русскоязычный вариант – 50 тысяч). Титульную сторону агитки украшают два мальчика в национальных одеждах на фоне ветеранов войны. В русском варианте юных кыргызстанцев уже нет - первый план отдан старикам. А был ли мальчик?
С не меньшим антуражем выполнен телевизионный ролик партии. Картинка взывает к ассоциативной памяти большинства избирателей - кадрами а-ля «советская пропаганда» с лицами крестьян и пролетариев и кумачовыми корпоративными тонами. Для полного погружения в эпоху не хватает единственной фразы: «Светлой дорогой идете, товарищи!». Возможно, авторы клипа просто поберегли нервы коммунистов, с трудом переживших отлучение от власти. А в принципе, ролики так себе. Не шедевры, однозначно.
Товарищи и попутчики
Партия коммунистов Кыргызстана применила в агитационной кампании принцип – дешево и сердито. «Много партий всякого рода. Товарищ, выбери партию трудового народа!» - гласит один из ее лозунгов. Но самым запоминающимся рекламным ходом стал призыв голосовать за партию, практически одновременно появившийся в разных местах столицы благодаря баллончику с краской традиционно красного цвета. Распылителем оказалось очень удобно наносить лозунги с неизменными серпом и молотом в придачу на стенах и бетонных заборах. К тому же, если что, можно списать граффити на происки конкурентов.
Пока незаслуженно забытой осталась самая главная советская символика – герб СССР. Его в свое время активно применяла убежденная марксистка Клара Ажыбекова. Но ни ее, ни Коммунистическую партию Кыргызстана к выборам не допустили. Видимо, чтобы у избирателей не двоилось в глазах.
Социал-демократическая партия Кыргызстана тоже обратилась к трудовой символике. Она взяла на вооружение уже знакомое по плакатам группы «Форум» слово «работаем». После небольшой пластической операции лозунг стал в два раза длиннее - «Мы умеем работать». Под незамысловатым слоганом избирателям демонстрируются лица тех, кто, собственно, этому научился. Групповые портреты «работяг» выполнены в разных комбинациях путем компьютерного монтажа.
Тираж только одной серии подобных плакатов составляет 91,5 тысячи экземпляров. А агиток – 300 тысяч. В них особенно цепляют глаз такие фразы, как «Сельское хозяйство – источник продовольственной безопасности» или «Иссык-Куль – бизнес-заповедник!». При этом выяснить фамилии конкретных граждан, умеющих работать и обещающих претворение грандиозных планов в жизнь, можно только на больших рекламных щитах. Либо - во время встреч с ними, поскольку СДПК, как и другие политические организации, нынче пустила свои агиткараваны по республике.
СДПК активно применяет и иные, доступные ей способы саморекламы. В качестве одного из них используется личный блог молодого, но известного партийца, который давно превратил web-дневник в действенный PR-инструмент. Но наибольший вклад в агитационную кампанию сделал лидер политической организации Алмазбек Атамбаев, отправленный в отставку с поста и.о. премьер-министра. Впрочем, обеспечить партии вхождение в число фаворитов ему, в отличие от президента, пока не удалось.
Без блата и халифата
Партия «Эркин Кыргызстан» наверняка запомнится избирателям скандалом вокруг агитационных листовок на арабском и кыргызском языках с призывами создать исламское государство. Сообщение об изъятии подобных прокламаций распространила пресс-служба Министерства внутренних дел КР.
Политическая организация официально открестилась от листовок, списав их появление на «проделки доброжелателей». О чем решила поставить в известность не только СМИ, но и ЦИК, МВД и другие госорганы. Но маховик запущен, и теперь, очевидно, «Эркин Кыргызстан» будут еще не раз напоминать об этих прокламациях. Тем более что одну из позиций в лидерской пятерке партии занимает известный религиозный лидер.
Не менее скандальным инцидентом отметилась Партия национального возрождения «Асаба». Многим, безусловно, запомнилась серия ее PR-ходов. Сначала в списке кандидатов оказался именитый нарколог. Затем в звездную кампанию был вовлечен известный боксер Алмазбек Раимкулов, к судьбе которого было приковано внимание молодых патриотов. Спортсмен, напомним, был арестован в США, но позже выпущен на свободу. Политтехнологи использовали имя бойца в качестве еще одного раскрученного бренда. Боксер был вынужден опровергать свою причастность к «Асабе» и прославленному наркологу.
«Асаба» хоть и оппонирует «Ак Жолу», тоже обещает Кыргызстану светлое будущее. Но со своими отличиями. Политическая организация предрекает населению национальное возрождение и гражданское единство. Что, однако, не помещало ей пригрозить перекрыть стратегически важную трассу, связывающую север страны с югом. Такое получается единство.
Мы из теста акции протеста?
Акции протеста предполагают использовать во время парламентской гонки и другие ее участники. Одна из них – Социалистическая партия «Ата-Мекен», которая порадовала «ценителей» поэзии слоганами: «Служить Отчизне – наш кодекс жизни», «Свежий ветер перемен – партия «Ата-Мекен».
Политическая организация показала пример того, как можно использовать удачное стечение обстоятельств. Фортуна выделила ей первую позицию в списке партий, за которые будут голосовать на выборах. Это позволило партийцам заявить о том, что они – первые, тиражом в 100 тысяч экземпляров.
Однако полиграфическая часть кампании оппозиционной партии еще не закончена. На это косвенно указывает то, что один из последних номеров газеты «Лица», который почти полностью посвящен рекламе «Ата-Мекена», был выпущен тиражом свыше 55 тысяч экземпляров. Обычные номера издания расходятся в гораздо меньших объемах. Агитвояж партии по стране без ложной скромности назван его участниками «триумфальным шествием по Отчизне».
Партия «Ар-Намыс» в очередной раз вывела на первый план своего харизматичного лидера. Теперь генерал изображен с рукой, спрятанной в кармане брюк, а другой указывает на лозунг «Закон для всех». «Голосуя за деньги – получишь депутата-торгаша, - отмечают лозунги партии. - Голосуя по приказу - получишь депутата чиновника–коррупционера. Голосуя сердцем - получишь депутата от народа!».
Демократическая партия «Туран» не стала заморачиваться режиссурой и отыгралась на слоганах. Она, как и другие политические организации, опять же обещает процветание стране, которое, следует полагать, возможно, только если к власти придет именно она. «У лидеров «Турана» есть план спасения Кыргызстана», - гласит один из ее агитационных лозунгов. «Победа партии «Туран» – твоя победа, Кыргызстан», - утверждает другой.
Агитационная кампания в Кыргызстане продолжается. Судя по всему, она принесет избирателям еще немало нового. Выборы – время искать и удивляться. Пока удивляться, признаемся, нечему. Затрепанные лозунги, набившие оскомину, самовосхваление и ни-ка-ко-го креатива…