Цены на ГСМ вновь повысились. И поскольку Кыргызстан полностью зависим от импорта топлива, то приходится мириться с мировыми тенденциями и установками страны-поставщика. На рост розничных цен в нашей стране влияние оказывают цена барреля нефти, отпускная цена завода-производителя. А в последнее время (с апреля этого года) - и введение таможенной пошлины на вывоз нефтепродуктов из России. Это стало одной из главной составляющей себестоимости продукта, завозимого в нашу республику.
Только с введением пошлины бензиновая группа подорожала на 8 сомов, а дизельное топливо - на 10! За последний месяц (с октября по ноябрь) таможенная экспортная пошлина и отпускные цены на заводах-производителях в России увеличились еще на 32 доллара за тонну.
Нефтетрейдеры, работающие на законной основе, сглаживают подобные всплески цен, жертвуя своей прибылью и в ущерб рентабельности. Никто не скажет, что с введением пошлин в апреле бензин подорожал на 8-10 сомов. Повышения были незначительные и плавные - без резких скачков. Кривая роста всех вышеперечисленных факторов гораздо резче идет вверх, чем это наблюдается на розничном рынке ГСМ в Кыргызстане. До каких пор «белые» нефтетрейдеры смогут сдерживать этот «ценообразующий» натиск, тем более конкурировать с контрабандистами?
Решение вопроса - в отмене экспортной таможенной пошлины, которая сразу удешевит продукт, снимет множество проблем и для поставщиков, и для покупателей ГСМ.