22:46
USD 87.45
EUR 99.56
RUB 1.10
Экономика

СЕБЕстоимость электроэнергии

В Кыргызстане до сих пор доподлинно никто не знает, какова реальная себестоимость производимой в республике электроэнергии. Вероятно, поэтому накануне выборов в парламент эта тема стала предметом политических спекуляций.

С кондачка или из воздуха?

Не так давно в прямом эфире одного из местных телеканалов выступил экономист, бывший заместитель ныне ликвидированного Центрального агентства Кыргызстана по развитию, инвестициям и инновациям Учкунбек Ташбаев. Именно он рассказал то, что в голову приходило многим, но быстро забывалось. В редакцию ИА «24.kg» эксперт принес подробное описание своих наблюдений.

Так вот. Бывший чиновник выявил интересную закономерность: себестоимость электроэнергии с приходом на должность того или иного политика вопреки всем рыночным факторам молниеносно менялась. После переворота 2005 года первым о необходимости повышения стоимости на электроэнергию заговорил экс-премьер-министр КР Феликс Кулов. Генерал, по свидетельству бывших подчиненных, тогда плохо разбирался в теме и просиживал в рабочем кабинете допоздна, изучая особенности кыргызстанской энергосистемы.

В результате в декабре 2005 года Феликс Кулов однозначно заявил народу, что «повышение тарифа на электроэнергию неизбежно». В то время ее цена составляла в среднем 40 тыйынов за киловатт. И это при том, что четырьмя годами ранее, в 2001-м, себестоимость одного киловатт-часа на выходе с Токтогулки составляла... 3 тыйына.

В 2007 году в стране вновь взялись за тарифы. Тогдашний министр энергетики Игорь Чудинов назвал новую цифру и новые расчеты себестоимости - 64,3 тыйына. При этом себестоимость киловатта всего за год с лишним уже возросла почти в 4 раза. Потом Игорь Витальевич ушел с министерского поста и освободил кресло для Сапарбека Балкибекова. Но в унисон два бывших чиновника о тарифах вещать не стали. Балкибеков в 2008-м называет новую цифру - 62,5 тыйына.

Но переплюнул коллег-чиновников бывший премьер Данияр Усенов, который убедил население, что на самом деле электричество в Кыргызстане стоит 1 сом 30 тыйынов, кто бы что ни говорил. Усенову так удалось заболтать население и даже частично оппозицию, что те первое время молчали, переваривая названную сумму. Уже потом оппонент действующей на тот момент власти, сам побывавший на посту главы правительства, Алмазбек Атамбаев возмущенно заявил, что себестоимость одного киловатта составляет 8 тыйынов, то есть в 18 раз меньше, чем заявил Данияр Усенов.

Правда, ни тогда, ни сейчас доподлинно так никто и не знает истинную стоимость электроэнергии - соответствующих подсчетов никто никогда не производил. В беседе многие экономисты, пристально изучающие щепетильную тему, склоняются к тому, что все эти противоречивые цифры зависели не от объективной оценки, а от кадровой политики властей.

К примеру, «серый кардинал» экс-президента Алексей Ширшов появился в энергетической отрасли Кыргызстана именно в 2000-х годах. И именно тогда началось муссирование темы о повышении тарифов на электроэнергию. В эту сферу жизнедеятельности государства пустили того, кто энергетику не обожествлял, а непрофессионально делал на ней большие деньги, считают наблюдатели.

Новая метла

Недавно в одном из отелей столицы Кыргызстана обсуждали проблемы работы Центральноазиатской объединенной энергосистемы. Среди участников был и Акылбек Тюменбаев, бывший заместитель министра энергетики. Он долго отказывался отвечать на вопрос о реальной себестоимости электроэнергии, а потом устало признался, что в свое время ушел с поста из-за несогласия с новой тарифной политикой. Какова настоящая цена электричества, чиновник так и не сказал, пообещав, что обо всем расскажет после парламентских выборов.

Зато новых депутатов и даты «икс» не стал дожидаться в начале сентября нынешний глава Минэнерго Осмонбек Артыкбаев. Новоявленного чиновника часто критикуют за то, что он не профессионал и лучше разбирается в фармакологии, нежели в энергетике. Но претензии недоброжелателей Артыкбаеву так пока и не удалось свести на нет, и заявление о том, что реальная себестоимость света в стране составляет 1,4 сома, просто вывела из себя некоторых экспертов.

Сам факт, что при нынешней власти стоимость электроэнергии оценивают на 10 тыйынов выше, чем при прежней, действительно удивителен. Осмонбек Артыкбаев, впрочем, в этом не видит ничего криминального. По его словам, половину все равно оплачивает государство. И, как выяснилось, из 140 тыйынов около 25 списывают на так называемые потери.

Но вот подсчеты независимого эксперта Кудрета Маматова, которые, кстати, выглядят не менее внушительно, чем артыкбаевские: реальная себестоимость выработки в Кыргызстане колеблется в пределах 30 тыйынов. По мнению аналитика, в мировой практике затраты по передаче и распределению составляют около 20-30 процентов, то есть к сумме, по идее, добавляем еще 9 тыйынов. Однако с учетом местных особенностей эксперт затраты по передаче повышает до 70 процентов и в итоге добавляет к сумме 21 тыйын. Далее на амортизацию уходит 1,2 тыйына, на налог - 4,5, на прибыль - 3,3. В итоге получается круглая и очень оптимистичная цифра - 60 тыйынов. Этой суммы, считает Кудрет Маматов, вполне хватило бы и на развитие отрасли. Однако подсчеты экспертов - это одно, а подсчеты чиновников - совсем другое. Верить приходится одним, а платить другим.

По мнению известного в Кыргызстане эксперта в энергетической сфере Николая Кравцова, новое руководство Минэнерго идет на поводу у тех, кто довел отрасль буквально «до ручки». В свое время многим «пробакиевским» СМИ запрещали публиковать интервью именно с этим аналитиком, который никогда не стеснялся в выражениях. «Сейчас я не могу комментировать слова и действия министра Артыкбаева. Скажу лишь одно: цифра в 1,4 сома взята из Стратегии развития страны на 2009-2011 годы», - сообщил ИА «24.kg» эксперт.

По его словам, совсем недавно в стране инициировали документ о прозрачности в энергоотрасли, и теперь Кыргызстан опять становится заложником инсинуаций. «Есть общемировые процедуры экспертной оценки. При желании реальную себестоимость электроэнергии можно выяснить за 1-2 месяца, но никто не хочет этого делать. Чиновники из Минэнерго просто становятся объектами для насмешек», - возмущается Николай Кравцов.

«Я боюсь, что международному аудиту будет сопротивляться вся система. Международным аналитикам придется хорошо заплатить, чтобы их не смогли потом подкупить», - говорит эксперт. И впрямь, что все эти годы мешало чиновникам потратить немного денег и точно узнать, какова реальная себестоимость самого востребованного в стране социального товара? Может быть, так происходит потому, что правда многим кажется невыгодной?

Утром стулья, вечером деньги

Независимый экономист Учкунбек Ташбаев согласен с мнениями некоторых экспертов о том, что всему виной система. «Там меняется только верхушка, состав остается тем же», - делится своими наблюдениями бывший чиновник. Кстати, именно в то время, когда в стране во всю прыть заработало Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям, Курманбек Бакиев заявлял о том, что аудит эффективности работы всей энергосистемы Кыргызстана уже проводит одна из российских компаний. Чем закончился этот самый аудит, никто теперь так и не узнает.

К слову, во всей этой истории более-менее продвинутых экономистов смущает тот факт, что без зазрения совести населению предлагается платить за ошибки и просчеты самих энергетиков. В стране объем так называемых коммерческих потерь, что называется, зашкаливает. «Почему за то, что кто-то своровал, платят другие?», - в который раз задаются вопросом аналитики. Кыргызстанцы такой вопрос уже давно не задают.

«В городе Караколе есть группа ребят, которые выкупили фидер и снабжают электроэнергией один из районов. Они взяли кредиты, построили систему и сейчас ездят на джипах. Если они замечают в своей системе какие-то сбои, в том числе и потери, там начинается паника, потому что там это нонсенс», - рассказывает Учкунбек Ташбаев. По его мнению, сейчас в энергоотрасли просто необходим новый современный подход.

«Вы когда-нибудь слышали о том, что тандырщик требует деньги за лепешки вперед, для того чтобы построить тандыр?», - спрашивает Учкунбек Ташбаев. «Так почему энергетики включают в сумму еще не существующую якобы новейшую технику? Что мешает им, как и всем обычным людям, идти в банк и брать кредит на развитие?», - вопрошает эксперт. И впрямь. С такой постановкой вопроса вряд ли поспоришь.

Во всей этой ситуации, которая повторяется в Кыргызстане из года в год, есть одна положительная особенность - себестоимость электроэнергии стала неплохим оружием борьбы в ходе нынешней предвыборной кампании. Может быть, при помощи взаимных обвинений чиновники и кандидаты в депутаты придут к честному тарифу?

Бизнес