«В Кыргызстане чрезмерную боязнь дефицита бюджета внушили международные доноры», - считает директор Центра перспективных разработок доктор экономических наук Чингиз Шамшиев.
По его словам, «Международный валютный фонд успешно насаждает по всему миру, в том числе и в Кыргызстане, догму, что дефицит бюджета должен быть минимальным, желательно нулевым или отрицательным (профицит)». «В противном случае это приведет к инфляции, нерадивому управлению госфинансами, росту теневой экономики и прочим неприятностям. При этом в ход идет самая разношерстная аргументация - от вызывающих споры эконометрических расчетов до доказательства по аналогии с управлением семейными финансами: государство, как и отец семейства, должно стремиться жить по средствам, не жить в долг», - говорит эксперт.
В результате правительство и Национальный банк боятся прибегнуть к достаточно эффективным механизмам денежно-кредитной и бюджетной политики, результатом которых стал бы возможен полноценный и по-настоящему инвестиционный бюджет.
«В нынешних условиях Кыргызстану не надо бояться дефицита бюджета, - считает Чингиз Шамшиев. - Нам установили порог в 4 процента - но эта цифра, возможно, подходит для развитых стран, однако у нас другие условия и проблемы. К примеру, перед нами стоит проблема экономического развития: надо экономику поднимать хотя бы до среднемирового уровня. Экономические процессы у нас протекают спонтанно. И если кто-то думает, что это замечательно, то он не понимает в экономике ничего. Экономическими процессами надо управлять, чтобы задавать им нужную скорость и направление, которые обуславливаются конкретными условиями страны, а также ее целями. Если обеспечение спонтанности процессов есть самоцель, как у подлинных экономических либералов, то тогда проблемы нет, но если государство и общество ставят амбициозные задачи в условиях, которые на самом деле к амбициозности мало располагают, тогда надо процессы контролировать. В этом я вижу основную задачу и вызов для правительства в сфере экономики».
По его мнению, спонтанность ведет к тому, что частный капитал уплывает за рубеж, концентрируется в недвижимости или уходит в прибыльные сферы.
«У нас же структура ВВП и инвестиций не отвечает долгосрочным задачам, - продолжает эксперт. - А задачи, судя по выступлениям чиновников и политиков, следующие: чтобы не было оттока рабочей силы, в занятости преобладала квалифицированная рабочая сила, в ВВП - технологичное производство, а в структуре экспорта - отрасли с максимальной долей добавочной стоимости. Чтобы преобладал организованный и социально ответственный бизнес, равномерно развивались регионы, разумно использовались сырьевые ресурсы, не наносился ущерб экологии. И для этого государство должно участвовать в инвестициях. Механизмов много. От индикативного планирования до набора инструментов, которые сегодня в мире модно объединять под этикеткой «государственно-частное партнерство». Для этого нужны деньги, и дефицит бюджета - один из источников, которым нельзя пренебрегать. Нам нет смысла ориентироваться на то, что делается в Евросоюзе. Для Европы установили максимальный порог для дефицита бюджета в 4 процента от ВВП, но мне ни один экономист в мире не докажет, что дефицит бюджета в 8 процентов приведет к ускорению инфляции в Кыргызстане, во Франции или в США. Это эффект моды и подражания».
Чингиз Шамшиев отстаивает идею, что правительство должно выпускать средне- и долгосрочные долговые бумаги, за счет чего возможны финансирование инвестиций в инфраструктуру и развитие бизнеса: предлагать их можно банкам, компаниям и населению. «А то, что останется невостребованным, пусть выкупают Национальный банк, Фонд рефинансирования банков, который капитализируется Нацбанком, либо комбанки, но при специальной поддержке НБ КР, - говорит эксперт. - Механизмы можно разработать, главное - согласиться с принципом. Выпуск ценных бумаг мог бы обеспечиваться внешней помощью, которую Кыргызстану щедро пообещали. Она стала бы гарантией того, что бумаги будут погашаться, а проценты по ним выплачиваться. Это означает более эффективное использование внешней помощи, нежели ее обычная растрата».
«Международные финансовые организации боятся, что высокий дефицит бюджета и тем более его финансирование с помощью Нацбанка расслабят бюджетную дисциплину, приучат политиков к легким деньгам, которые всякий раз будут применять данный метод, забудут о пополнении бюджета за счет налогов и о борьбе с коррупцией и с теневой экономикой, - говорит Чингиз Шамшиев. - На это я могу ответить притчей о молотке, которым можно и гвоздь заколотить, и палец отбить. Тут тоже самое: любая экономическая мера может быть использована плохо или хорошо. Здесь вопрос политической ответственности и уверенности. Надо, чтобы новое руководство страны взяло на себя ответственность за использование должным образом потенциально эффективного инструмента. Если же оно боится, то вопрос: сможет ли оно правильно распорядиться другими инструментами, которые находятся в его распоряжении?».