Наверное, Остапу Бендеру и не снилось, что кто-то кому-то экстренно и чрезвычайно может выделить $1,1 миллиарда. Герой культового романа, по сравнению с нами, что называется, сшибал по мелочи. Такая же судьба, вероятно, ждала и постреволюционный Кыргызстан. Мы привыкли к международной помощи, а доноры привыкли к тому, что мы привыкли. Такой вот каламбур.
Новых и серьезных вливаний со стороны международных организаций до июньских событий в Кыргызстане никто и ожидать не мог. Проекты по демократизации республики успешно работали и после апрельских событий, и никто их прекращать не собирался. Трагедия на юге страны заставила власти опять встать в позу просильщика и на разных языках взывать о материальной поддержке. На международной конференции доноров чиновники просто щеголяли своим знанием иностранных языков.
После мероприятия представители международных организаций, вероятно, ознакомившись с претензиями гражданского сектора республики (который, кстати, тоже кормится за счет грантовых денег), опомнились и начали конкретизировать.
Мы вам поможем, но богаче вы не станете
Сегодня директор Регионального бюро ПРООН по странам Европы и СНГ Кори Удовички заявила, что помощь, обещанная донорами Кыргызстану, позволит стране держаться на плаву, но никак не обогатит простое население страны. Более миллиарда американских долларов пойдут лишь на поддержание экономических процессов.
Обидное заявление, ведь граждане республики вот уже 20 лет пытаются понять, куда же уходят грантовые деньги. Было даже создано движение, предлагавшее поровну распределить между всеми кыргызстанцами все заимствованные и подаренные средства. Говорили, что пользы будет больше. Новейшая история республики свидетельствует о том, что разумное зерно в таких заявлениях все же было.
В принципе госпожу Кори можно понять. Такие заявления представитель ООН может делать смело, ведь вся помощь, предоставляемая организацией, всегда носит грантовый характер, то есть безвозмездна. Но как быть с остальными донорами, кредиты которых по самым скромным подсчетам утяжелят бремя госдолга Кыргызстана на 8-9 процентов? Опять старые схемы и заявления?
После нас хоть потоп?
Некоторые заявления временного правительства в отношении донорской помощи делаются, вероятно, в большой спешке. Чиновники, кажется, намерены принимать гранты и кредиты без остановки, пока дают. Подобное чревоугодие может привести к расстройству желудка. Единственное лекарство, как советуют диетологи, - воздержанность. Но куда там! Кажется, уже никто сейчас не остановится и не подумает над тем, как он будет потом долги отдавать.
Странно, что идеи многих предпринимателей временным правительством странным образом проигнорированы. К примеру, строительные организации предлагали возвести на юге новые дома по ценам ниже рыночных, но в обмен на некоторые льготы по налогам. Инвесторами при солидных гарантиях вполне могли бы выступить иностранные организации.
Создается впечатление, что равно как думать над такой перспективой, так и создавать эти самые условия во временном правительстве ни у кого нет времени. Может, поэтому помощь и названа экстренной, что доноров надо доить, пока те не передумали?
А они и рады
Отчет, на основании которого подсчитаны потребности Кыргызстана во внешних заимствованиях, составлен очень подробно и четко. Президент переходного периода даже посоветовала чиновникам сделать его настольной книгой. Но, видимо, книга сия предназначена для любителей фантастики, потому что до сих пор доподлинно неизвестно, как рассчитывался и на основании каких данных оценивался ущерб, нанесенный во время июньских беспорядков.
Наверняка в основном госорганы и местные администрации красиво и по-европейски оформили свои цифры в красивые таблицы и презентации. Международные эксперты утверждают, что проводили беседы и с жителями областей. Гражданское общество возмущается: ни у кого ничего не спрашивали. Хотя такие заявления вполне можно назвать очередными выпадами непатриотичных крикунов.
По всей видимости, деньги все равно возьмут. Новый парламент, на который задолго до его формирования временное правительство уже возложило неоднозначную ответственность за одобрение донорской помощи, уже оказался заложником тяжелой социально-политической ситуации.
К слову, по словам представителей международных организаций, желание помочь Кыргызстану кредитами и грантами у доноров оказалось даже горячее, чем ожидалось. В результате получилась кругленькая сумма - один миллиард сто миллионов долларов. Это половина госдолга страны и, по сути, половина годового бюджета. У кого-то может возникнуть вопрос: а переварит ли все это маленькая республика? В ответе можно не сомневаться.
К слову, эта сумма никак не влияет на те программы и проекты, что оплачивают в Кыргызстане донорские организации уже сейчас. Интересно, хватит ли у представителей временного правительства или депутатов нового Жогорку Кенеша смелости объявить о реальных объемах полученных кредитов и грантов? Не будет ли стыдно потом или от такого чувства наша страна скоро избавится?