03:32
USD 87.10
EUR 99.05
RUB 1.07
Экономика

Кыргызстан. Спасти экономику

Ситуация в экономике после событий 7 апреля 2010 года складывается в республике не лучшим образом. Деловая среда, понесшая колоссальные убытки от закрытых более месяца границ и общей нестабильности в стране, еще долго не оправится от последствий. Но жизнь продолжается, и, чтобы остаться на плаву, в ближайшие год-полтора потребуется приложить немало усилий. Здесь все зависит не только от мобилизации усилий самих предпринимателей, но и волевых решений новых властей. Последние выказывают желание сотрудничать и активно идут на контакт. Чего же в этом желании больше - стремления заработать очки и тем самым завоевать доверие бизнесменов перед выборной гонкой или действительно, наконец, стабилизировать экономику и вывести страну на новый уровень развития - пока непонятно.

Бездонная яма госбюджета

Очевидно одно: деловую активность необходимо восстанавливать. Для этого требуются определенные ресурсы, в том числе и финансовые, коих у государства сейчас явно не хватает. Апрель 2010 года закончился с бюджетным дефицитом в 1 миллиард сомов притом, что «дырку» в 20 миллионов долларов прикрыл российский грант. В мае ситуация не улучшилась и дефицит увеличился уже до двух с лишним миллиардов сомов, поскольку надо было обеспечить выплаты учителям. Помимо прямых бюджетных расходов возникло множество непредвиденных. Так, были выплачены 100 миллионов сомов пострадавшим в апрельских событиях.

Немногим лучше ситуация будет и в июне. По предварительным прогнозам, озвученным и.о. министра финансов Темиром Сариевым, дефицит бюджета составит 1 миллиард 314,8 миллиона сомов. А там приближается время исполнения обещания по значительному увеличению зарплаты сотрудникам правоохранительных органов и пограничникам, громко заявленного сначала первым зампредседателя ВП КР Алмазбеком Атамбаевым (среди прочих не менее амбициозных заявлений на очередном митинге в Бишкеке), затем следом президентом переходного периода Розой Отунбаевой, выступившей перед офицерами-пограничниками в день их профессионального праздника. Продолжает тянуть деньги из бюджета «стройка века» - Камбаратинская ГЭС. В общем, причин для головной боли у властей хватает.

А тут еще проблемы с собираемостью налогов, которые бизнес просто не в состоянии платить после более чем месячного простоя. «Убытки гостиничного бизнеса Кыргызстана до конца 2010 года могут достичь $6 миллионов», - констатирует президент Ассоциации гостиничного и ресторанного бизнеса КР Руслан Сарымсаков. Остальные отрасли экономики тоже заметно отстают от прошлогодних показателей. Предприниматели требуют у правительства помощи, но где ее взять, если денег в бюджете и так едва хватает на самое необходимое?

Платить нельзя отсрочить

«Спасение утопающих - дело рук самих утопающих» - гласит известный лозунг из бессмертного романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Устав от бесполезной суеты чиновников, бизнесмены решили помочь государству и выработали ряд конкретных рекомендаций по стабилизации экономики. Они оформили их в виде предложений координационного совета, задуманного как своеобразная площадка для выработки необходимых механизмов и проектов с конкретным планом действий в сфере фискальной, регуляторной, инвестиционной и отраслевой политики.

Так среди прочих мероприятий по восстановлению деловой активности значится пересмотр системы налогообложения для бизнес-объектов на Иссык-Куле. «Никто не говорит о том, чтобы не платить налоги вообще, - отмечает председатель совета по туризму Союза предпринимателей КР Михаил Халитов. - Очевидно, что туристов в 2010 году будет мало. А фиксированные платежи - налоги на имущество, землю - надо платить в любом случае. Назрела необходимость дать отсрочку по этим налогам на определенное время и не начислять за них штрафы и пени. Когда ситуация стабилизируется, бизнесмены смогут выплатить эти деньги».

Но отсрочка, которая спасла бы бизнес, образует очередную «черную дыру» в бюджете. В этой ситуации власти воспользовались проторенным за 17 лет путем - пошли на поклон к международным донорам и кредитным организациям. За годы независимости из-за постоянных займов проблем меньше не стало, а страна увязла в долговой яме на десятки, если не сотни лет. Кредиты и гранты проедаются, а экономика так и остается в глубоком нокауте.

На биржу без чулок

«Следует отказываться от практики займа денег за рубежом и использовать внутренние финансовые ресурсы Кыргызстана», - считает председатель Бишкекского делового клуба Нелли Симонова. И механизмы фондового рынка, которыми до сих пор в Кыргызстане предпочитали пользоваться более чем осторожно, здесь могут сыграть решающую роль.

За последние 15 лет эта экономическая сфера так и не удостоилась должного внимания со стороны государства. А ведь во всем цивилизованном мире фондовые биржи со времен своего появления играют огромную роль в мобилизации и перераспределении капитала из одних предприятий и отраслей народного хозяйства в другие.

Вопреки расхожему мнению и в Кыргызстане есть средства, которые можно было бы мобилизовать и использовать в развитии экономики. «В 2009 году мы провели исследование и выявили, что у населения на руках около 4 миллиардов сомов, которые не работают, а их вполне можно привлечь для развития экономики, - говорит председатель Бишкекского делового клуба. - Мобилизацию денежных средств можно провести путем размещения в государственных и муниципальных ценных бумагах, что существенно сократило бы бюджетный дефицит».

Латание дыр в бюджете позволило бы государству более смело действовать в области налогового регулирования и уже сегодня заложить фундамент на будущее, предоставив, наконец, бизнесу возможность развиваться и расти. А это хороший знак не только для тех, кто давно работает в реальном секторе, но и для потенциальных инвесторов.

Озвученная Нелли Симоновой сумма - только верхушка айсберга. По мнению председателя совета директоров Кыргызской фондовой биржи Нурбека Элебаева, свободных денег у населения гораздо больше. По самым скромным оценкам, они составляют 60-70 процентов от денежной массы, находящейся вне банковского оборота, а это около 20 миллиардов сомов. По данным на 18 мая 2010 года, объем денег вне банков составил 34 миллиарда 143,3 миллиона сомов. И это уже весьма подросший после апрельских событий показатель. Впрочем, некоторый прирост депозитной базы не оказал значительного влияния на банковскую сферу в целом. И операциям по кредитованию банки по-прежнему предпочитают менее рискованные сделки с государственными казначейскими векселями.

Игра в одни ворота

Во всем мире банки - главные игроки на рынке ценных бумаг. У нас они вообще не участвуют в игре на фондовой бирже. Их доход гарантирован выплатами по государственным векселям, которые коммерческие банки скупают с завидной регулярностью. По сути, они работают между собой, а это значительного вклада в развитие экономики не приносит. «Необходимо активнее вовлекать коммерческие банки в инвестирование средств на фондовом рынке», - говорит Нелли Симонова.

Фондовый рынок может стать весьма эффективным инструментом привлечения инвестиций в экономику республики, только пользоваться им в Кыргызстане пока еще не научились. Для увеличения капитализации и стимулирования его развития государство должно сделать определенные шаги. «Необходимо привести стоимость государственных пакетов голубых фишек к справедливым рыночным ценам, - говорит Нелли Симонова. - Это поможет предотвратить продажу за бесценок госпредприятий, которые должны приносить миллионы».

Ложка меда в бочке дегтя

Бизнес не заинтересован решать социально-экономические проблемы государства, и свои заработанные потом и кровью деньги он на это не даст. Другое дело, когда речь заходит о решении социально-экономических проблем самого бизнеса. И здесь предприниматели готовы работать. В этих условиях властям самое время начать активно выстраивать процесс государственно-частного партнерства, при котором на взаимовыгодных условиях решались бы многие проблемы.

У Кыргызстана нет возможности для серьезных государственных трат практически по всем сферам экономики, и услуги частного бизнеса были бы здесь как нельзя кстати. Скажем, власти могли бы привлечь частные компании к инфраструктурным проектам в обмен на налоговые льготы или другие возможные преференции. Инфраструктуру туристического сектора можно развивать путем передачи бизнесу выгодных земельных участков или объектов недвижимости.

Если денежные потоки, беспорядочно перемещающиеся внутри государства, структурировать и привлечь в экономику прозрачным и честным путем, они будут приносить прибыль. А значит, власти, наконец, смогут решить вопросы бюджетной, продовольственной и финансовой безопасности, сохранить деловую активность в республике и привлечь новых инвесторов.

Создание координационного совета можно считать первым шагом к государственно-частному партнерству. Лишь тогда, когда бизнес поймет, что, помогая государству стабилизировать экономику, он помогает себе, и ощутит реальный эффект от этих мер, он начнет действовать.

Бизнес