13:25
USD 87.45
EUR 99.20
RUB 1.06
Экономика

Зрелищ хватит, дайте хлеба

Микрофинансовые компании (МФК), традиционно покрывающие спрос сельского населения на кредиты, поставлены на грань выживания. Действия Нацбанка пока не приносят ожидаемых результатов, а времени на раздумья все меньше...

План перевыполнен, а дальше...

Первые микрофинансовые институты в Кыргызстане стали открываться при поддержке международных доноров в середине 1990-х. В 1995 году на рынке появилась ФИНКА, в 1997-м - Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация, начали работать кредитные союзы и Финансовая компания по поддержке и развитию кредитных союзов. За короткое время МФК успели сделать то, чего так и не сумели добиться банки - охватить население «от южных гор до северных морей», проникнув практически в каждое село и отдаленный айыл.

К началу 2006 года в республике насчитывалось 597 небанковских финансово-кредитных учреждений, объем кредитного портфеля которых составлял 3 миллиарда 893 миллиона сомов. Установленные стратегией целевые ориентиры до 2010 года фактически достигнуты уже в конце 2007-го. Кредитный портфель МФО дорос до 10,4 миллиарда сомов, а число заемщиков перевалило за 230 тысяч. В 2008-м по уровню финансового проникновения небанковских микрофинансовых кредитных учреждений (НФКУ) Кыргызстан упорно держал лидерство в Центральной Азии. По данным Нацбанка, в КР кредитный портфель НФКУ по отношению к ВВП составлял 3,2 процента, в Таджикистане - 1 процент, Казахстане - 0,3, в Узбекистане - 0,2 процента.

Основным источником финансирования самих микрофинансовых компаний были международные финансовые институты. И сейчас зарубежные доноры выделяют деньги, но в иностранной валюте, а кыргызстанские МФО, понимая риск колебаний курса, хеджируют заемные средства в местных коммерческих банках. «Условно говоря, мы закладывали определенную часть валюты, получая взамен сомы на определенный срок, и уже сомы шли на кредитование населения», - рассказывает председатель правления финансовой группы «Компаньон» Уланбек Термечиков.

Бумажные солдаты

В свете революционных событий и последовавших за ними экономических ограничений этот механизм перестал работать. Меж тем сезонная потребность в финансировании села возросла. «Последнее время происходила «максимизация» банковской деятельности. И все операции, связанные с валютными рисками, МФО вынуждены были проводить с «АзияУниверсалБанком», поскольку 60 процентов активов банковского сектора было аффилировано с АУБом», - говорит Уланбек Термечиков.

В жаркую пору поиска аффилированных предприятий и составления черных списков семейных компаний пытаться доказать властям непричастность к семье бывшего президента - дело весьма хлопотное. Занятые принятием политических решений и написанием очередной Конституции временные власти экономические проблемы зачастую решают декларативно. Многие декреты просто не работают. Бизнесмены же продолжают стучать во все двери, пытаясь напомнить ВП КР, что страна на грани катастрофы.

«Если через две недели весенне-полевые работы в Кыргызстане не завершатся, урожая в 2010 году не будет», - заявил президент компании «Вита Люцерна» Юруслан Тойчубеков. По его данным, в 2009-м в Кыргызстане незасеянными остались 100 тысяч гектаров земли, в 2010-м их площадь увеличится более чем в два раза.

Мертвый закон

«У нас есть валютные средства, но мы не можем довести их до населения, поскольку не можем превратить их в сомы. В этой ситуации Нацбанк должен взять ситуацию в свои руки и действовать более активно», - считает Уланбек Термечиков.

И, в общем, это в силах нацбанка. При нем 8 января 2009 года указом президента создан специализированный фонд рефинансирования банков с уставным капиталом в 4 миллиарда сомов. Главная цель - содействие стабильности и надежности банковской системы путем выделения кредитов финансовым организациям для последующего кредитования хозяйствующих субъектов. И когда как не теперь ему заработать бы в полную силу, обеспечивая ликвидность финансовой сферы, пока ситуация с банками не прояснится. Но есть ряд ограничений, связанных с длительными бюрократическими процедурами.

«Необходимо открыть окно через фонд рефинансирования для микрофинансовых организаций, чтобы мы могли обеспечить нормальную жизнедеятельность всей страны, - уверен Уланбек Термечиков. - Необходимо изменить эти законодательные акты, чтобы село могло начать работать, а к осени мы получили бы хоть какой-то урожай».

Представители МФО предлагают, чтобы фонд рефинансирования начал выдавать сомовые кредиты микрофинансовым организациям, которые соответствуют определенным критериям по платежеспособности. Идеальный для МФО вариант - это беззалоговые кредиты, поскольку лидирующая четверка микрофинансовых организаций уже получила от доноров огромный кредит доверия и оперирует кредитами от международных организаций без кого-либо залога.

Но, возможно, в текущей ситуации не хватает политической воли, чтобы принять решение и оживить сектор микрофинансирования, где сейчас уже более 250 тысяч клиентов находятся в подвешенном состоянии.

Судьба «АУБ-Агро»

Временное правительство видит выход из этой тупиковой ситуации в финансовой поддержке проекта «АУБ-Агро». И.о. министра финансов Темир Сариев озвучил идею о выделении этой организации к уже розданным ею 80 миллионам сомов еще 150 миллионов, объясняя сумму наличием заявок от фермеров. «С самого начала проект «АУБ-Агро» был направлен на дальнейшую монополизацию и получение доходов в сфере экономики, - говорит Уланбек Термечиков. - Микрокредитная компания «АУБ-Агро» выдавала кредиты под 23 процента годовых, в то время как получала ресурсы под 4 процента. Речь не шла о помощи нуждающимся. Там каждый имел свою долю от кредита».

По словам гендиректора ФГ «Компаньон», проектом «АУБ-Агро» убивался государственный «Айыл Банк» и создавалась некая фантомная организация без фактической структуры. Этакое личностно-семейное финансовое учреждение, существующее на базе уже построенной структуры АУБ.

Муссируемая тема о награбленном у народа семьей Бакиевых в самом народе породила похожие настроения. «Деньги «АУБ-Агро» - это деньги Масима Бакиева. Зачем их возвращать, если его самого нет?», - так, по словам Уланбека Термечикова, рассуждают большинство тех, кто уже взял кредиты в «АУБ-Агро». На фоне этих настроений предложения членов правления НБ КР и ВП КР о выделении МФО дополнительных средств звучат не очень разумно.

«Как можно финансировать учреждение, которое с самого начала было непрозрачным? Что за революционный подход? - негодует гендиректор микрофинансовой компании. - Мы ставим вопрос о том, чтобы «АУБ-Агро» не имела привилегированного доступа к ресурсам, прямых дотаций или исключительных условий работы, а существовала наравне с другими МФО».

Чистилище

На встрече с руководством Нацбанка Темир Сариев особо подчеркнул, что «необходимо сохранить все банки и сделать так, чтобы они перестали быть «прачечными» для капиталов сомнительного, а порой и откровенно нелегального происхождения». «После процедуры оздоровления все банки должны вновь заработать в полную силу: без нормальной банковской системы мы не сможем поднять экономику», - считает он.

Заявление важное и своевременное, а главное - вполне выполнимое. Не очень верится, что в НБ КР не знали о тех схемах, по которым деньги утекали из того же АУБ за пределы республики. «Все эти вещи Нацбанк видел и знал, но ему не хватало политического веса, независимости, чтобы бороться с этим, хотя на самом деле устранить порочные схемы очень легко», - говорит бывший сотрудник Национального банка. До появления в Кыргызстане финансовой разведки отслеживанием операций с иностранной валютой и ценными бумагами занимался спецотдел НБ КР. «Мы отслеживали схемы АУБа. Какие там шли деньги! И в какой-то момент эта финансовая группа стала над государством, поскольку их влияние на уровне финансовых ресурсов было просто безграничным. Они могли договориться с любым», - говорит интервьюер.

Выходит, что при нормальной прозрачной бухгалтерии, поставленной отчетности можно пресечь на корню любую схему отмывания денег. По мнению экспертов финансового рынка, процедура очищения от «прачечных» оздоровила бы всю финансовую систему. Поскольку до сих пор многие банки изначально создавались не для того, чтобы кредитовать реальный сектор и способствовать экономическому прогрессу, а для отмывания капиталов сомнительного происхождения.

И если поставить банки в такие условия, когда они должны будут выполнять свои основные функции, они или будут работать, или просто вымрут.

Бизнес