Сегодня парламент Кыргызстана в числе прочих рассмотрел законопроект «О признании утратившим силу Закона Кыргызской Республики «О строительстве и эксплуатации Камбаратинских гидроэлектростанций 1 и 2». Напомним, что документ инициирован правительством Игоря Чудинова, а само обсуждение проходило в жарких спорах как в комитетах, на заседаниях фракций, так и в самом Жогорку Кенеша на пленарной сессии. У большинства народных избранников инициатива правительства вызвала, по меньшей мере, подозрения.
Разъяснить ситуацию, сложившуюся после того, как кабинет министров КР инициировал изменения в законодательстве, ИА «24.kg» попросило генерального директора Фонда развития КР Алексея Елисеева.
- Напомню, что законопроект инициирован Государственным комитетом по управлению государственным имуществом, Министерством промышленности, энергетики и топливных ресурсов и правительством в целом. Он преследовал одну цель - обеспечить продолжение финансирования строительства ГЭС.
Уместно вспомнить, что ОАО «Электрические станции» обратилось в Фонд развития с просьбой выделить кредит в $100 миллионов, необходимых для пуска первого агрегата Камбаратинской ГЭС-2. 18 сентября 2009 года Советом директоров ФР КР, ранее выделившим уже первый транш, одобрены условия дальнейшего финансирования этого национального проекта. На том же заседании предложено выделить по $40 миллионов в октябре и ноябре 2009 года на строительство Камбаратинской ГЭС-2. Но при выполнении определенных условий.
- Каких?
- Совет директоров Фонда развития КР считает, что для устранения части кредитных рисков и продолжения дальнейшего финансирования стройки ГЭС необходимо создать ОАО «Камбаратинская ГЭС-2» со 100-процентным участием в его капитале ОАО «Электрические станции». В уставный капитал общества будет внесена незавершенная ГЭС. Мы также предлагаем отменить законодательные ограничения на оборот акций и активов Камбаратинской ГЭС-2.
Мы предложили «Электрическим станциям» предоставить обоснованный бизнес-план с безусловной окупаемостью проекта в течение 7 лет, а также подтвердить свои возможности реализовать весь объем произведенной электрической энергии по ценам и тарифам, обеспечивающим рентабельность проекта.
Отмечу, что ФР КР выступает за предоставление программы привлечения дополнительного финансирования для строительства и ввода в эксплуатацию второго и третьего энергоагрегатов ГЭС, а также за выпуск дополнительной эмиссии акций ОАО «Камбаратинская ГЭС-2» для их выкупа фондом в целях долевого финансирования проекта.
- А какие риски сейчас угрожают проекту?
- Среди прочих, например, разнонаправленная операционная деятельность ОАО «Электрические станции», при которой финансовые показатели собственной коммерческой деятельности и кредитуемой ГЭС будут искажены. Другой риск, при котором исполнение решения Жогорку Кенеша о создании ОАО «Камбаратинская ГЭС-2» со 100-процентным участием государства приведет к созданию статуса заемщика, несоответствующего закону, в том числе нарушающего права частных акционеров «Электрических станций».
- Депутаты парламента, в конце концов, пошли навстречу правительству. Однако складывается впечатление, что большинство народных избранников так и остались с чувством недоверия.
- Фонд развития не пытался и не пытается кого-либо убеждать или переубеждать. Напомню, что одна из главнейших его задач - сохранение вверенных ему государственных активов. «Камбарата-2» в своем нынешнем виде - проект с повышенным риском невозврата кредита, и ФР не будет ни сейчас, ни в будущем кредитовать такие программы.
Что касается недоверия отдельных депутатов, то могу только подчеркнуть, что, как генеральный директор Фонда развития страны, приветствую инициативу Жогорку Кенеша о регулярном отчете нашей структуры перед депутатами. Мы готовы это делать регулярно и отчитываться не только парламенту страны, но и широкой общественности.