18:29
USD 86.96
EUR 91.03
RUB 0.84
Экономика

Александр Пикер: Из-за мирового кризиса в Кыргызстан придет не столько денег, как могло бы 8 месяцев назад

Председатель правления «АТФБанка» Александр Пикер рассказал ИА «24.kg», чем Кыргызстан привлекательнее Италии, о скрытых возможностях трудных ситуаций и высказал предположение, что дальше все будет или сильно хорошо или очень плохо.

 

- Эксперты не раз высказывали мнение, что Кыргызстан в меньшей степени зависит от мировых экономических процессов, в частности от банковского кризиса, чем соседний Казахстан. Как вы это прокомментируете?  

 

- Мировой банковский кризис начался еще в 2001 году. В августе 2007-го в США, наконец, поняли, что банки раздали ипотечные кредиты людям, которые не могут их погасить. Это произошло потому, что международная банковская система позволила одним банкам продавать риски другим банкам. Все зашло так далеко, что сотрудники последнего в данной цепи банка уже не поняли, что дали кредит человеку с зарплатой $500, а он, чтобы погасить его, должен ежемесячно выплачивать $600.

 

Все это выяснилось в августе 2007-го. Но банки всегда давали проблемные кредиты, потому что так работает экономика. Проблема в том, что потери от кризиса оценены в $400 миллиардов. Это достаточно внушительная сумма. Но до сих пор банки признают потери только на $120 миллиардов. Значит, у кого-то есть в портфеле проблемные кредиты на $280 миллиардов. И из-за этого между банками и финансовыми организациями возникло недоверие. Никто не знает, у кого есть проблемные кредиты и с кем сейчас не стоит делать бизнес.

 

Этот кризис доверия, к сожалению, затронул Казахстан, Кыргызстан и рынки других развивающихся стран. В какое-то время банки думали: ага, в США есть такие проблемы, а мы так мало знаем о Соединенных Штатах, так, может быть, там все еще хуже, чем мы думаем?! Из-за этого возник кризис ликвидности. Вряд ли сейчас международные банки дадут кредиты Казахстану и Кыргызстану. Поэтому казахские и кыргызские банки не имеют достаточно средств для своего развития. Это невозможно без подпитки из-за рубежа.

 

- А что вы думаете о рецессии в США?

 

- К счастью или, наоборот, к сожалению, США – это самый крупный рынок. Если им плохо, значит всему миру плохо. Если им хорошо, то и всем остальным лучше. Нравится нам или нет, но это чисто экономический факт. Большинство аналитиков сегодня говорят, что США действительно грозит рецессия. Но это как посмотреть. Рецессия – это не конец света. Она означает, что экономика США перестала расти. Но у американцев есть одна замечательная черта. Они очень быстро соображают, как им все восстановить. Если посмотреть на Европу, то там такие процессы продолжаются долго. В США все гораздо быстрей.

 

Я думаю, что они найдут выход из этой ситуации. Федеральная резервная система Соединенных Штатов уже принимает серьезные меры. В начале 2007-го все думали, что ставки в Америке дойдут до 6 процентов. Сегодня они составляют 3,5 процента, и все ждут, что в конце концов они упадут до 2,5 или 2,2 процента. Мне кажется, что сейчас ситуация более-менее стабилизируется, но, в общем, это очень серьезный кризис. Некоторые аналитики даже предполагают, что могут повториться 1930-е годы. Что, в принципе, не исключено.

 

- Недавно Нурсултан Назарбаев заявил, что Казахстан в ближайшее время свернет некоторые амбициозные проекты…

 

- Мне кажется, что это выступление было очень правильным. Слова президента Казахстана означали, что руководство страны поняло ситуацию. А чтобы решить проблему, необходимо ее понять. Нурсултан Назарбаев отметил, что кризис существует и необходимо принимать меры. Я тоже так считаю. Ведь 30 процентов казахстанских пассивов пришли из-за рубежа. Но, конечно, у Казахстана есть несколько преимуществ – нефть, газ, металл и зерно. И цены на них сейчас очень высокие.

 

Если Казахстан будет менее интенсивно развиваться, это, конечно, не очень хорошо отразится на Кыргызстане, поскольку большинство инвестиций идет именно оттуда. Но с другой стороны, это шанс для страны. Потому что именно сейчас в Кыргызстане можно сделать хорошие проекты и показать, что в стране можно зарабатывать деньги.

 

С другой стороны, мировой кризис напрямую затрагивает Кыргызстан. В стране нет свободного притока денег. Кыргызстан - это развивающийся рынок, на котором можно зарабатывать больше, чем, скажем, в Италии. И это, конечно, привлекательно. Но привлекательно для инвесторов, которые не боятся рисковать своими деньгами. Сейчас бизнесмены, как говорится в русской пословице, обжегшись на молоке, будут дуть на воду. Из-за этого кризиса в страну придет не столько денег, как могло бы, например, восемь месяцев назад. Но и тогда условия еще не были такими идеальными.

 

- Как вы считаете, долго ли еще продлится мировой кризис?  

 

- Я считаю, что минимум до конца 2008 года, потому что пока неизвестно, в чьих руках находятся $280 миллиардов проблемных кредитов.

 

По-моему, в ближайшее время все будет или гораздо хуже, и тогда большой кризис разразится уже в марте, или все понемногу закончится, и подъем начнется в декабре. Точно этого никто сказать не может. Если бы я знал, как все будет, я был бы очень богатым человеком.     

Бизнес