Так, согласно базовому сценарию, инфляция в 2008 году сохранится в пределах 12-15 процентов. Этот путь развития построен на предположениях о том, что тенденция роста цен на продовольственные товары будет носить умеренный характер, а также продолжится рост спроса со стороны соседних стран на продукцию сельского хозяйства КР. Кроме того, планируется, что предложение мяса в связи с подорожанием содержания скота из-за высоких цен на зерно будет сдерживающим фактором инфляции.
Этот сценарий учитывает повышение тарифов на электроэнергию для населения на 10 процентов, на природный газ – на 40 процентов, на транспортные услуги – на 10 процентов и на ГСМ – на 15 процентов. При этом инфляционные ожидания внесут вклад в рост цен более чем на 3,4 процента.
Помимо этого планируется снижение дефицита государственного бюджета и умеренное расходование средств правительства республики. Учитывается и повышение расходов кабинета министров на строительство стратегических объектов, а также зарплаты бюджетникам на 30 процентов и пенсий – на 10 процентов.
Пессимистичный сценарий предполагает, что внешние шоки вызовут рост цен в Кыргызстане на 30 процентов. Тарифы на электроэнергию возрастут на 10 процентов, на природный газ – на 100 процентов, а возросшая стоимость ГСМ (на 50 процентов) скажется на стоимости транспортных услуг, которые в этом случае увеличатся на 25 процентов.
При этом производство золота должно остаться на уровне 2007 года, а инфляционные ожидания повлиять на рост цен на 6,4 процента.
Помимо этого данный вариант экономического развития учитывает перераспределение расходов бюджета в сторону финансирования текущих обязательств, а также сокращение притока денежных переводов в связи с ужесточением миграционной политики в России и Казахстане. Кроме того, возможно уменьшение инвестиций в банковский сектор из Казахстана.
Оптимистичный сценарий предполагает, что на 25,8 процента вырастут доходы населения за счет увеличения внутреннего производства и совершенствования налогового законодательства. При этом расходы правительства возрастут на 26,5 процента в результате реализации стратегических проектов в сфере энергетики, транспорта и коммуникаций. Подразумевается жесткая привязка сомовых расходов к реальному уровню налоговых сборов.
Данный вариант сценария предполагает умеренную тарифную политику для населения, равномерное расходование бюджетных средств, повышение производительности труда, особенно в аграрном секторе. При этом рост последнего показателя не должен отставать от темпов увеличения зарплаты.
Кроме того, должны сократиться объемы теневой экономики, пройти структурные преобразования в сельском хозяйстве, а также своевременно решаться вопросы проведения озимого сева и накопления ресурсов в Государственном семенном фонде.