Осенью 2007 года власти Кыргызстана объявили в стране амнистию капиталов. Для легализации своих сбережений бизнесменам предлагалось отдать государству пять процентов от них. Ни один предприниматель на это не пошел. Амнистия капиталов в Кыргызстане провалилась.
Эту легализацию власти республики хотели провести вслед за Казахстаном. Там амнистия проходила дважды. Сначала она коснулась денежных средств, затем - имущества. В Казахстане довольно точно рассчитали результаты первой легализации. Предполагалось, что будет выведено из «тени» $300-500 миллионов – примерно треть объема теневой экономики. Фактически эта сумма составила $480,2 миллиона.
Как отмечал эксперт ОО «Инвестиционный круглый стол» Рафкат Хасанов, «в Казахстане в основном скрывались доходы от «серого» экспорта нефти, в Кыргызстане же этого нет. Структура теневых экономик двух стран не совпадает». В Кыргызстане ожидалась легализация примерно $160 миллионов.
Закон об амнистии капиталов активно продвигал нынешний мэр Бишкека Данияр Усенов, когда занимал пост первого вице-премьер-министра. Он неоднократно говорил, что страна «созрела для этого шага и экономически, и политически». Если бы он не ушел из правительства, то представлял бы этот закон в парламенте. Вместо него это сделал нынешний министр экономического развития и торговли Акылбек Жапаров.
Именно он первым заявил, что «за несколько месяцев после принятия закона ни один предприниматель не пошел на легализацию». И связал это, в первую очередь, с высоким налогообложением амнистированных капиталов – 5 процентов.
Его мнение поддержали и предприниматели. «С какой стати мы должны отдавать эти пять процентов?!» - говорит бухгалтер одной из торговых фирм Анна. Бизнес-кругами закон был принят прохладно. Все свелось к аргументу: «Кто хочет, тот пусть занимается этим, а мы не будем».
Рафкат Хасанов отмечал, что легализацию в Кыргызстане проводить «преждевременно», в первую очередь, из-за нестабильной политической ситуации. Президент подписал этот закон в начале августа 2007 года. Через несколько месяцев в стране прошел референдум о принятии новой Конституции, затем был распущен и вновь избран парламент. «Принятие новой редакции Основного закона не что иное, как передел власти, а бизнесу это не нравится, - объяснял Рафкат Хасанов. - Государство пытается добиться доверия предпринимателей и говорит: ребята, откройте свои доходы, и мы вам все простим. Но бизнес понимает, что если к власти придут другие люди, то они могут пересмотреть результаты амнистии капиталов, и предприниматели просто боятся этого закона».
Вторым доводом Рафката Хасанова о преждевременности принятия данного документа стала «экономическая неподготовленность страны». «Человек покажет деньги только тогда, когда захочет их куда-то вложить. Эта проблема в Кыргызстане стоит достаточно остро. Куда у нас можно вложить деньги? Во-первых, в квартиры. Во-вторых, в золото. В-третьих, в банки. У нас нет ни фондового рынка, ни акций», - говорил Рафкат Хасанов.
Как это не парадоксально, препятствием для действия закона стал и он сам. В одном из пунктов статьи 3 говорилось, что средства, полученные в результате нарушения статей Уголовного кодекса КР «Уклонение от уплаты таможенных платежей», «Уклонение от уплаты налога», «Уклонение частного предпринимателя от уплаты налога», «Уклонение от уплаты налогов должностных лиц хозяйствующих субъектов», не могут быть легализованы. Нарушалась суть закона – возможность теневого бизнеса стать легальным.
«Благодаря статье 3 никто не покажет свои доходы, - прогнозировал Рафкат Хасанов. - Закон построен таким образом, что происхождение капитала можно проверить. Даже если бизнесмен докажет, что деньги у него появись не в результате терроризма и коррупции, то что останется? Только уклонение от налогов. Единственная цель этого закона - ввести в оборот средства, ранее не обложенные налогами. Но в нем говорится, что бизнесмен не имеет права сделать это».
Помешало и отсутствие мощной пропагандистской кампании. Легализовать капиталы можно было в течение 90 дней со дня вступления в силу закона. Но фактически эта дата так и не была объявлена.
Проблема теневой экономики в том, что на определенном этапе она просто перестает развиваться. Возникают трудности с получением кредитов. Бизнес не может расти, потому что ему придется объяснять властям, откуда у него для этого деньги.
Как заявил министр экономического развития и торговли Акылбек Жапаров, во втором квартале 2008 года в Кыргызстане заработает программа легализации теневой экономики. «Белая» она или «серая» - какая разница!? – говорит министр. – Это наша экономика, и она должна работать на нас. К закону о легализации капиталов Кыргызстану еще придется вернуться».