Эксперт ОО «Инвестиционный круглый стол» Рафкат Хасанов, подводя экономические итоги 2007 года, рассказал ИА «24.kg» о рисках, которые ждут страну в 2008-м, мнимой необходимости международных доноров и хитром способе улучшения странового рейтинга.
- Как в целом изменился инвестиционный климат Кыргызстана в 2007 году?
- В последние месяцы 2006 года произошел резкий приток инвестиций в республику. На этом фоне в 2007-м наблюдалось некоторое снижение темпов. В принципе, в данном процессе необходимо в первую очередь обратить внимание на показатель нормы накопления. Он у нас составляет 17,5 процента. Отношение того, сколько вы инвестируете к вашему доходу, – это и есть норма накопления. В идеале она достигает 25 процентов. При таких показателях экономика начинает развиваться более-менее прилично.
Норма накопления - показатель того, как население и предприятия инвестируют в экономику. Но если подсчитать потребности республики, то станет понятно, что 17,5 процента - это достаточно небольшой показатель. У стран, которые называют «тиграми Востока» - может, мы хотим стать снежным барсом? – норма накопления в первые годы их стремительного развития достигала 40 процентов. Нам необходимо повысить этот показатель.
- Каким образом?
- Есть стандартные рецепты. Например, заставить работать внутренние ресурсы на экономику. Она у нас до сих пор потребительская. Вот смотрите: разница между экспортом и импортом в 2007-м составила $1,4 миллиарда. В 2006 году это был $1 миллиард, то есть рост составил 40 процентов. Как мы его финансируем? Первое, это текущие трансферты, то, что пересылают мигранты. Это $740,5 миллиона. Второй источник – капитальный счет, те деньги, которые приходят в виде капитала. Это еще $190,9 миллиона. Главное здесь – прямые инвестиции. По данным Нацстаткома, это около $199 миллионов.
Но здесь есть еще такая красивая графа, как ошибки. Это показатель того, насколько платежный баланс не сходится по документам. Но на самом деле, это не что иное, как недоучет текущих трансфертов и прямых инвестиций. Показатели экспорта и импорта обычно не меняются. Это означает, что мы фактически финансируем весь дефицит торгового баланса за счет наших же мигрантов. Деньги просто приходят и уходят. Мигранты их пересылают. Население покупает всякие красивые штучки. Они, безусловно, необходимы в хозяйстве, но все-таки это – потребление.
Как заставить деньги работать? Необходимо ввести новые финансовые инструменты. Хотя кыргызстанцы, да и любые, в принципе, люди очень долго к ним привыкают.
Здесь есть один интересный момент. В 2002 году поступления от мигрантов составляли 5 процентов ВВП. А сейчас это 30 процентов. Это серьезные изменения. В страну поступает около $1,2 миллиарда от трудовых мигрантов, а кредиты международных доноров составляют $60-70 миллионов в год. Фактически они нам сейчас не нужны. Если сформировать финансовые институты, в которые можно будет инвестировать, то Кыргызстану не будут нужны никакие доноры.
- Значит, вы положительно оцениваете работу по внедрению новых финансовых инструментов на фондовом рынке?
- Все это надо было делать еще вчера и позавчера. Если государство отдаст небольшую долю акций «голубых фишек» населению, оно ничего не потеряет. Но зато узнает реальную рыночную капитализацию наших предприятий. Сейчас часто говорят: давайте переоценим наши фонды. А как это сделать? Что мы возьмем за основу? Подсчитаем какие-то коэффициенты? Но они не будут иметь реального отношения к рынку.
Акционирование помогло бы преодолеть определенный скепсис к реформам, который сложился в обществе. Население должно понять, что акции – это нормальный источник доходов. У людей возникнет интерес. Это же государственные предприятия. Народ в силу нашего менталитета охотней будет вкладывать в них, нежели в неизвестные частные компании.
Но необходимо понимать, что просто так выпустить акции на рынок недостаточно. Если компания убыточная, то через некоторое время люди это поймут и не станут покупать ее ценные бумаги. Хотя на фондовом рынке, конечно, зарабатывают не на дивидендах, а на перепродаже. Растет капитализация предприятия, и акции, купленные ранее, увеличиваются в цене. Вы продаете их и получаете прибыль. Дивиденды же – это уже второй источник доходов. Как правило, на них «наваривается» инвестор, у которого есть большой пакет акций. Потому что если вы купите 10-15 ценных бумаг, то там и дивиденды будут небольшими.
В советское время политэкономисты довольно неплохо относились к «народному капитализму». Придумали они такой термин. На самом деле это не что иное, как акционирование. Этот народный капитализм и необходимо культивировать. Он формирует открытость всей экономики. Кроме того, чем компания более прозрачная, тем меньше объемы теневой экономики.
Я не вижу никаких препятствий для этого процесса, кроме одного: желания прибрать компанию к рукам. Но даже если сильно хочется управлять, то не нужен такой уж большой пакет акций. Достаточно 35 процентов.
- Что планируется сделать для улучшения инвестиционного климата в Кыргызстане?
- Сейчас разрабатывается один проект. У Кыргызстана есть определенное место в страновом рейтинге. С его разработчиками будут проведены переговоры. Они объяснят, по каким причинам Кыргызстан занимает свое место. Это зависит от таможенного и налогового администрирования, потому что инвесторы всегда основываются на формальных законодательных документах. Затем мы очень прагматично сравним себя и, предположим, 50-ю страну мира. И посмотрим, чем мы отличаемся. А потом будем убирать все ненужные законы, следуя простой логике: если это и это упраздним, то поднимемся на три места вверх.
Очень важно понимать, что внутри страны мы себя хвалим, а ведь инвестор не нас слушает, а смотрит на страновой рейтинг. А в нем по таможенному и налоговому администрированию Кыргызстан где-то в конце плетется. Да инвестор не приедет сюда! Главное – заманить его. Первый шаг с того момента, как он услышал о Кыргызстане, до его приезда занимает около года. Этим промежутком мы никак не управляем.
- Какие риски ожидают Кыргызстан в 2008 году?
- Я не стану пророком, если скажу, что цены однозначно будут расти. Этот процесс уже начался. Например, подскочила стоимость газа и ГСМ. Причина вполне понятная: спрос выше, чем предложение. То же самое касается и продовольственных продуктов. Что такое инфляция вообще? Это сбалансирование спроса и предложения. Сейчас большой диспропорции нет. Цены, конечно, будут расти, но не так интенсивно, как в 2007-м.
Второе – это риск уменьшения выработки электроэнергии. От нашего климата зависит, будет достаточно воды в Токтогульском водохранилище или нет. Если нет, то мы меньше произведем электроэнергии, снизим ее экспорт и, следовательно, показатели производства в целом будут ниже. Все это потянет экономику вниз.
Третий риск – это миграционная политика России. Это очень опасная для нас вещь. Если только Россия установит жесткие квоты для мигрантов из Кыргызстана, это сразу отразится на нашем платежном балансе.
Четвертый риск – продолжение банковского кризиса во всем мире. Он потихонечку доходит и до нас. Например, депозиты населения в банках стали уменьшаться. Это говорит о том, что существуют некоторые проблемы. Хотя эта тенденция пока еще не столь ощутима.