17:58
USD 86.80
EUR 91.17
RUB 0.82
Экономика

Правила прозрачной приватизации

В Кыргызстане готовится публичная продажа государственной доли акций «голубых фишек» (читай ИА «24.kg» от 15 ноября 2007 года). Председатель совета директоров Кыргызской фондовой биржи Нурбек Элебаев рассказывает ИА «24.kg», почему властям вначале необходимо продать небольшие пакеты ценных бумаг и расшевелить фондовый рынок, а потом проводить приватизацию крупных компаний. И что получится, если сделать наоборот.

 

Год оживления

 

Фондовый рынок Кыргызстана находится в стороне от тенденций, которые, в принципе, должны определять его развитие. Кто только ни говорил, что в мире могут лопаться банки, возникать и сходить на нет кризисы ипотечного кредитования, но на нас это никак не отражается. Наоборот, объемы торгов даже вырастут. Это происходит оттого, что в Кыргызстане практически не работают портфельные и институциональные инвесторы.

 

В 2007 году объем торгов на Кыргызской фондовой бирже составил 5 миллиардов 187,5 миллиона сомов. Больше, чем в 2006-м на 1 миллиард 271,2 миллиона сомов. 2007-й характеризуется не только процессом смены собственников, но и активизацией портфельных инвесторов – тех, кто вкладывает деньги в ценные бумаги не для того, чтобы управлять предприятием, а чтобы получать прибыль. Конечно, объем торгов увеличился в основном из-за передела собственности. Участие портфельных инвесторов – почти нулевое, но их присутствие и интерес к некоторым объектам уже четко обозначились.

 

У нас обычно как все происходит? Идет передел собственности, на рынке – оживление. Новый владелец скупил акции, и все, тишина. На самом деле на бирже должно быть постоянное движение акций «голубых фишек», и котировки должны отражать изменения на рынке, финансовое состояние предприятия и интерес к его акциям со стороны портфельных инвесторов.

 

Подготовительный этап

 

Если говорить о приватизации, например, энергетических компаний, то следует иметь в виду, что необходим подготовительный этап, в ходе которого будет продана небольшая доля акций «голубых фишек» именно портфельным инвесторам. В этих компаниях появятся собственники, заинтересованные в прозрачности акционерного общества, раскрытии всей информации и увеличении доходности предприятия. К сожалению, когда ценные бумаги приобретает стратегический инвестор, он не всегда преследует эти цели.

 

Сейчас определена примерная доля акций «голубых фишек», которые будут свободно обращаться на местных биржах. Если это электроэнергетические компании или, например, ОАО «Кыргызтелеком» и ОАО «Международный аэропорт «Манас», то эта часть, возможно, составит 15 процентов. Если это предприятия, не приносящие прибыль, или какая-то часть их ценных бумаг уже находится в свободном обращении, то эта доля уменьшится до 10 процентов. В случае, например, с ОАО «ТНК «Дастан», около 37 процентов акций которого уже находятся в свободном обращении, на торги будет выставлено около 5 процентов ценных бумаг.

 

Фактически это подготовительный этап приватизации крупнейших предприятий. В это время невозможно завладеть контрольным пакетом акций кого-то из них, поскольку будет продано не больше 15 процентов ценных бумаг одного эмитента.

 

Предварительные расчеты показали, что даже по действующим ценам объем обращения «разгосударствленных» акций «голубых фишек» может превысить два миллиарда сомов. Это может дать новый импульс для развития фондового рынка Кыргызстана и обеспечит его становление именно как индикатора экономики. Смена собственников не является показателем ее развития. Но то, что будет происходить с «голубыми фишками», однозначно станет таким индикатором, потому что это бюджетообразующие компании.

 

Сейчас властям предложен перечень из 14 компаний, к которым инвесторы испытывают повышенный интерес. Если государство внесет в него фиктивные предприятия, то проект не сработает. Такой случай уже имел место, когда готовилась приватизация нескольких компаний через КФБ. Госкомимущество бесконечно меняло этот список, и в конечном итоге в него попали компании, на акции которых не было никакого спроса. Необходимо задать такой формат: продажа будет осуществляться небольшими партиями, в процессе начнет действовать механизм свободного ценообразования, поэтому каждый инвестор захочет купить акции как можно раньше.

 

Риск продажи

 

Конечно, опасность того, что акции попадут в руки заинтересованных лиц, есть. Для того чтобы этого избежать, будут предусмотрены требования для инвесторов, приобретающих эти ценные бумаги. Необходимо сделать так, чтобы сначала к покупке допускались институциональные инвесторы - страховые и микрофинансовые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, коммерческие банки и, естественно, население. Я имею в виду портфельных инвесторов.

 

Возможна продажа акций «голубых фишек» небольшими лотами, например по 0,1 процента в день. Если будет реализовываться 15-процентный пакет ценных бумаг, то весь процесс займет 150 дней. Возникает дополнительный эффект: благодаря увеличению стоимости акций возрастет капитализация фондового рынка. Если продавать ценные бумаги небольшими партиями и использовать механизм, когда стоимость последующего дня складывается из цены закрытия предыдущего, то возникнет площадка для свободного формирования их стоимости. И государство узнает ту рыночную цену, по которой эти акции можно продавать стратегическим инвесторам. Сейчас, когда власти сталкиваются с подобным вопросом, цены берутся, можно сказать, на глазок. В результате большинство компаний очень сильно недооценено.

 

Самое главное, что только через реализацию этих небольших пакетов акций «голубых фишек» необходимо подходить к продаже ценных бумаг стратегическим инвесторам. Если мы пропустим данный этап, то в конечном итоге уступим их не по таким высоким ценам, которые мы могли бы получить.  

 

Постприватизация

 

После реализации этих пакетов должны быть приняты дополнительные меры для того, чтобы «голубые фишки» стали публичными, то есть эти компании должны пройти процедуру листинга. На Кыргызской фондовой бирже все они делятся по категориям в зависимости от объема уставного капитала. Категория A - $5 миллионов, B - $1 миллион и C - $100 тысяч. В первой и третьей находятся всего три компании, во второй – четыре. Есть еще одна категория – L. В нее попадают компании, к акциям которых на рынке есть интерес, но которые последние три года не приносят прибыли или образованы совсем недавно. Например, ОАО «Северэлектро», ОАО «Бишкекский машиностроительный завод».

 

Обычно государство подходит к продаже акций стратегическому инвестору так: если продавать ценные бумаги, то делать это целиком. Если взять структуру акционерного капитала ведущих западных предприятий, то можно увидеть, что даже в них стратегические инвесторы не имеют по 70-80 процентов акций.  В их руках находится около 25-30 процентов, от силы – чуть больше, чем блокирующий пакет, то есть 35 процентов. Все остальные акционеры – это портфельные и институциональные инвесторы, которым участие в этом деле необходимо только для получения прибыли. Именно таким образом обеспечивается развитие фондового рынка, когда, с одной стороны, идет процесс быстрого привлечения капитала, а с другой – инвесторам предоставляется возможность вкладывать средства в высокодоходные ценные бумаги.

 

Часто люди говорят, что вот, мол, продают государственное добро! На самом деле это не так. Контроль у государства над предприятием остается. Но за пакет проданных акций можно получить немалый капитал для реализации социально-экономических задач. Например, в электроэнергетических компаниях государство может сохранить за собой 67 процентов ценных бумаг. Это позволит решать все имущественные вопросы и вопросы, связанные с изменениями устава. Остальные акции можно без ущерба продать. А в таких компаниях, как «РСК» или «Айыл Банк», зачем государству иметь большие пакеты? Достаточно того, чтобы власти просто принимали активное участие в судьбе компании – имели блокирующий пакет свыше 33 процентов.

 

По завершении этой продажи государство может продавать акции стратегическим инвесторам. Это должно пройти после реализации маленьких пакетов акций. Если все будет продвигаться именно так, это будет разумно по отношению к имуществу страны. Если наоборот – получится, что мы все задаром отдадим стратегическим инвесторам.

Бизнес