С какой целью в Кыргызстане затеяна приватизация энергосектора и крупных промышленных объектов, чем закончится эта реформа и чего не хватает экономической политике в КР. На эти и другие вопросы ИА «24.kg» ответил известный оппозиционный политик, бывший глава Госкомитета по управлению госимуществом КР Равшан Джеенбеков.
- Несколько лет назад вы возглавляли структуру, отвечавшую за приватизацию. Процесс разгосударствления продолжается и сейчас. Президент КР намерен отдать в частные руки энергетические и оставшиеся крупные промышленные объекты. Как вы полагаете, с чем это связано?
- Приватизация преследует цели развития частной собственности и укрепления рыночной экономики. Особенно эти вопросы актуальны для таких транзитных стран, как Кыргызстан. Это в идеале. Но в нашем случае приватизации стратегических предприятий, каковыми являются также энергетические объекты, требуют международные финансовые институты во главе со Всемирным банком. На мой взгляд, во многом это связано и с позицией, занятой кыргызской стороной.
К сожалению, мы пока так и не стали равноправным партнером международных финансовых институтов. Ни в интеллектуальном, ни в материальном, ни в ментальном отношениях. Кыргызская сторона показала свою бессистемность и слабость в ведении переговоров и деловых отношениях.
Кыргызы, начиная с прежнего, да и нынешнего руководства страной и заканчивая мелкими клерками, не хотят или не могут управлять национальным достоянием. Причем даже в том случае, если речь идет о компаниях-монополистах. У нас не видят или просто не хотят замечать талантливых и порядочных менеджеров. Думаю, скорее всего, причина этого кроется в нашей системе, в которой не создано конкуренции идей, людей и бизнеса. И то, и другое, и третье в Кыргызстане может процветать лишь в том случае, если есть «крыша».
Убежден, что именно эти причины и явились основанием для требований со стороны международных финансовых институтов, настаивающих на столь серьезных структурных преобразованиях. В нашем случае приватизация стратегических объектов – единственный способ их спасти. Заметьте: от нас же самих и нашей системы.
- Почему же в таком случае их не приватизировали раньше?
- Раньше этому препятствовал парламент, в котором присутствовала достаточно сильная открытая и скрытая оппозиция. Никому из бывших парламентариев не хотелось остаться в истории политиками, согласившимися на продажу национального достояния. А с новым составом Жогорку Кенеша этот вопрос решится легко. В нем нет ярких личностей, которые могут предложить альтернативные идеи. Нет тех, кто пойдет против Дома правительства из опасений лишиться мандата. А если кто и захочет выступить с иной точкой зрения, то ему наверняка просто не дадут слова. Ведь теперь в ЖК КР, на мой взгляд, могут выступать только «избранные».
- В Кыргызстане часто говорят, что государство не может быть хорошим управляющим. Вот и президент страны недавно заявил, что государство у нас – наихудший из всех менеджеров управления. Это действительно так?
- Государство может быть как хорошим, так и плохим управляющим. И это зависит, прежде всего, от первых лиц страны, от их желания и политической воли. Чтобы не быть голословным, приведу пример, когда государство хорошо управляет своими активами.
В соседнем Казахстане достаточно много государственных компаний, одна из которых – «Казахтелеком». Она является высокорентабельной. То же самое можно сказать о российском «Газпроме». Конечно, эти предприятия управляются большими государствами. Но есть примеры и в странах, столь же небольших, как Кыргызстан. Сингапурские авиалинии, которые также являются государственным предприятием, считаются одной из лучших авиакомпаний в мире.
- Чего, на ваш взгляд, не хватает государственной экономической политике в Кыргызстане?
- Того же, что и в политике. Институты власти в Кыргызстане неэффективны и нестабильны. Вместо того чтобы поддержать частный сектор, они только мешают его развитию. На одного предпринимателя - свыше двадцати проверяющих. Власти давят на корню даже потенциальных лидеров. Они выдавливают их из страны, чтобы поменять на контролируемые фигуры.
Экономической политике в Кыргызстане не хватает плана, анализа и действий в вопросах подготовки кадров и определении бюджетообразующих секторов. Не секрет, что страна остро нуждается в специалистах мирового уровня. Но власти не задумываются над тем, какой будет экономика через 5-20 лет, не хотят заглядывать в будущее. Как в этих условиях конкурировать с другими государствами? Мы превращаемся в страну без будущего…
- В Кыргызстане уже который год говорят о необходимости реформы государственного управления. Еще совсем недавно вы сами были госслужащим и наверняка знаете проблему изнутри. Почему она буксует?
- В стране, где вся власть сконцентрирована в руках одного человека, все зависит от его личностных качеств. В том числе и государственное управление. Если первое лицо в государстве обладает такими качествами, как честность, порядочность и справедливость, то такими же будут и госслужащие. Подчиненные, сознательно или нет, но всегда подражают своему начальству, равняются на него. Посмотрите на Дмитрия Медведева – разве он не похож на Владимира Путина? Так что если первое лицо в государстве поощряет двойные стандарты, делит людей на своих и чужих, теми же «ценностями» будут жить не только остальные чиновники, но и вся страна. В таких условиях будет буксовать любая реформа.
- В данный момент вы пребываете за рубежом. Вы чувствуете на себе, изменилось ли отношение на Западе к Кыргызстану и его гражданам после событий 2007 года - разгонов демонстрации, выборов в парламент?
- Многие люди на Западе безразличны к тому, что происходит в Кыргызстане. Но есть и интересующиеся. В их глазах Кыргызстан больше ничем не отличается от других стран бывшего Советского Союза. Это подтверждается и тем, что СМИ на Западе пишут сейчас о нашей республике в основном в контексте фактов нарушений демократических принципов и обязательств.
- Руководство страны ратует за создание более благоприятной деловой среды и инвестиционного климата. Как вы полагаете, что для этого необходимо сделать властям?
- Состояние инвестиционного климата в Кыргызстане очень хорошо охарактеризовал глава секретариата Инвестиционного совета при президенте Таалайбек Койчуманов. Он назвал его плачевным, перечислив причины. В том числе – коррупцию, неэффективные государственные институты, двойные стандарты. Как вы думаете, в чьих руках решение этих проблем? Конечно, в президентских. Если ситуация изменится, это будет его заслуга. Если нет, можно будет сказать, что он не хочет или не может решить эти проблемы. Третьего не дано.
Чтобы повысить статус нашей страны в международных рейтингах инвестиционной привлекательности и деловой среды, следует вплотную заняться повышением уровня образованности – от школ до вузов. Государству необходимо обратить внимание на состояние инфраструктуры, развитие фондового рынка и рынка капиталов, стандарты товаров и услуг, карьерные возможности молодежи, воспитание лидеров и реформирование государственных институтов.
- А способны ли власти на это?
- Власти обещают стране светлое будущее и экономический прорыв. Давайте подождем и посмотрим, получится ли.
- Что вы пожелаете соотечественникам в наступившем году?
- Терпения и силы духа. Верю в будущее своей страны и нации.