Президент Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Базарбай Мамбетов в интервью ИА «24.kg» о тенденциях местного и мирового рынка нефтепродуктов.
- Базарбай Эстебесович, на сколько за ушедший год в Кыргызстане поднялись цены на ГСМ?
- Считайте сами. В январе 2007-го литр бензина марки А-80 стоил 19,2 сома, сейчас его цена выросла до 22,5 сома. Стоимость увеличилась на 17 процентов. Дизтопливо год назад стоило 21 сом за литр, сейчас - 23,2 сома. Рост - 10 процентов. Цена высокооктанового бензина увеличилась на 12 процентов.
Сейчас нефтетрейдеры Кыргызстана вынуждены предлагать самые низкие розничные цены в СНГ на нефтепродукты. Вопреки здравому смыслу, руководствуясь не только экономической, но и социальной ответственностью. В январе 2007 года мировая цена нефти составляла $61 за баррель, а сейчас она поднялась до $97,6. Это способно разрушить ценовую политику любой страны, даже России, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана, где есть достаточные запасы сырья. Отпускные цены нефтеперерабатывающих российских заводов за год выросли в среднем на 40-45 процентов. Но это увеличение не сыграло главной роли в том росте цен, который мы наблюдали осенью 2007-го.
В прошлом году значительно увеличился ввоз нефтепродуктов в Кыргызстан. В республику поступило около 1 миллиона 145 тысяч тонн, это на 314 тысячи тонн больше, чем в 2006 году. Прирост составил 38 процентов. Главным нашим поставщиком - 90 процентов объема - остаются российские заводы, в первую очередь Омский нефтеперерабатывающий. Несмотря на все усилия, нам не удается добиться поставок в необходимом объеме нефтепродуктов из Казахстана.
- Почему цены на ГСМ в Кыргызстане растут медленнее, чем во всем мире?
- Низкие цены установлены благодаря оптимальным налогам на импорт нефтепродуктов. При ввозе автомобильного бензина акцизный налог составляет 800 сомов за тонну, дизельного топлива – 200 сомов за тонну. Помимо этого каждая тонна еще облагается 20-процентным НДС, исчисляемым от таможенной стоимости продукции. Благодаря таким договоренностям с правительством мы можем обеспечить еще большую стабильность рынка нефтепродуктов в будущем.
- Как удается решить проблему нелегального ввоза ГСМ?
- Из-за открытости экономики и либеральной внешнеэкономической политики Кыргызстана в республику поступают вытесняемые из постсоветских стран контрафактные нефтепродукты. К тому же кыргызское правительство разрешало многим фирмам изготовление так называемых товарных нефтепродуктов. Они получаются путем механического смешивания низкооктанового бензина и легких дистиллятов с всевозможными добавками, в том числе ядовито–вредными присадками, такими как тетраэтилсвинец и другие. За два года нам удалось разобраться с этим делом и навести порядок в данной сфере.
Но открытость нашей границы с Казахстаном и возможность пересечения ее в любом месте доставляет нам немалые заботы. Контрабандный воз ГСМ из соседней страны ранее достигал значительных объемов. Сейчас с помощью Пограничной службы удалось переломить ситуацию, но мелкие партии ГСМ все еще поступают. Но они уже не приносят нам таких больших проблем, какие существовали 2 года назад. Сейчас можем говорить о двух- и даже трехкратном сокращении объема контрабанды. Ассоциация нефтетрейдеров совместно с Государственным таможенным комитетом намерена установить порядок, при котором законным будет ввоз нефтепродуктов только в вагонах-цистернах.
- В Кыргызстане есть небольшие запасы нефти и газа. Как обстоят дела с их добычей?
- Сегодня этот вопрос встает в связи с проблемой энергетической безопасности Кыргызстана. Запасы нефти и газа у нас есть. Когда государство не может выделить необходимые средства для эффективного развития основных экономических отраслей, оно приглашает в партнеры крупных профильных инвесторов. К сожалению, переговоры с российским «Газпромом» по осуществлению совместного проекта разведки, добычи и переработки углеводородного сырья в Кыргызстане затянулись надолго. Наше государство не смогло предложить всемирно известному предприятию приемлемые условия. В результате госпредприятие «Кыргызнефтегаз» на юге страны добывает за год около 70-90 тысяч тонн нефти. Плюс ко всему простаивает построенный 10 лет назад в Джалал-Абаде нефтеперерабатывающий завод мощностью 500 тысяч тонн нефти. Тем временем потребности кыргызского рынка растут, и это заставляет нас зависеть от других стран.
- Как будет развиваться ситуация с авиационным керосином? Его недавнее подорожание привело к повышению цен на авиабилеты.
- Дело в том, что прежние власти подписали межгосударственный документ об импорте этого топлива по нулевой ставке НДС. Кроме того, прежние депутаты Жогорку Кенеша и вовсе освободили его от акцизного налога. Это очень дорого обходится стране. Речь идет о невзимаемых 3 миллиардах сомов в год. Парадокс заключается в том, что многие фирмы, занимающиеся поставкой реактивного топлива, готовы платить и НДС, и акциз. Но для этого государство должно принять соответствующий нормативный акт, а на первых порах хватило бы и временного решения кабинета министров. Но этого не происходит. Об этих вещах приходится говорить только потому, что Кыргызстан по-прежнему живет в «испорченной» экономике, а чиновники не хотят изменить ситуацию.
- Что будет происходить в ближайшее время на мировом рынке нефтепродуктов?
- Как бы ни договаривались экспортеры сырой нефти, положение на мировом рынке должно стабилизироваться в течение первого квартала 2008 года. Правительство России обратилось к своим нефтеперерабатывающим компаниям с просьбой не поднимать цену на нефтепродукты в течение года. Ведутся переговоры с Казахстаном и Туркменистаном о закреплении за Кыргызстаном определенного объема нефтепродуктов в качестве обязательной поставки. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в новом году наш рынок будет стабильным и более предсказуемым.