Прямые иностранные инвестиции в экономику Кыргызстана за последние семь лет выросли более чем в четыре раза. Однако деловой климат в стране нуждается в значительном улучшении, о чем свидетельствуют данные международных финансовых институтов. Что и как необходимо менять? Чего не хватает государственной инвестиционной политике? Может ли страна успешно справляться с влиянием внешних шоков? Об этом и многом другом в интервью главы Секретариата Инвестиционного совета при президенте КР, доктора экономических наук, экс-министра финансов КР Талайбека Койчуманова ИА «24.kg».
- Талайбек Джумашевич, так ли благоприятен инвестиционный климат в Кыргызстане, как о нем говорят?
- Вопрос инвестиционного климата – на слуху. Отношение к нему обостренное. Вроде что-то делается, но каков результат и количество привлеченных инвестиций в страну… Вынужден обратиться к статистике.
По ее данным, за 2007 год в Кыргызстане зафиксирован самый высокий прирост объема инвестиций в СНГ. Первое место нашей стране прогнозируется и в 2008-м. За девять месяцев прошлого года, к примеру, в республику удалось привлечь столько же прямых капиталовложений, сколько за весь 2006 год – свыше $330 миллионов. Это официальные данные, без учета теневой экономики. С учетом внутренних инвестиций можно с уверенностью сказать, что 7-9-процентный рост ВВП, которого намерены добиться власти, вполне достижим.
Если же говорить об инвестиционном климате, то, следует признать, ситуация здесь еще достаточно плачевна. Несмотря на усилия инвестиционного совета, в международном рейтинге по легкости ведения бизнеса Кыргызстан занимает 94-е место. Это говорит о том, что нам предстоит устранить еще много барьеров. В частности, - в лицензировании, в сфере которого КР находится на 152-м месте, международной торговле (177-е место), налоговом режиме (152-е место).
- Чем же тогда объясняется рост инвестиций?
- Рост во многом связан со строительным бумом. Кроме того, возросший приток инвестиций объясняется тем, что предприниматели стали охотнее идти на риск и не боятся вкладывать средства в нашу экономику.
- Что, по-вашему, препятствует созданию в Кыргызстане благоприятного инвестиционного климата?
- Проблема создания благоприятного климата носит системный характер. Она связана с общим состоянием государственной службы. В частности, с недееспособностью и низким потенциалом госинститутов управления, непрозрачностью в принятии решений, или, иными словами, коррупцией, другими подобными пороками системы.
- Может быть, не хватает политической воли?
- Политическая воля есть, и она четко обозначена в ряде документов и действий. Например, в Стратегии развития страны до 2010 года, в создании Инвестиционного совета при президенте КР. ИС, надо отметить, служит хорошей площадкой для равного диалога бизнеса с правительством. Обсуждаемые вопросы выносит на повестку деловое сообщество. Решения совета, конечно, носят рекомендательный характер. Но правительство реагирует на них быстро и достаточно адекватно. Нам удалось запустить несколько механизмов, которые могут внести значительный вклад в улучшение бизнес-среды. Это снижение числа проверок предпринимателей, анализ регулятивного воздействия. Работаем над двукратным снижением таможенных процедур. В текущем месяце, полагаю, рассмотрим вопросы налогового администрирования, развития строительного комплекса.
- То есть политической воли вполне достаточно?
- Только политической воли, конечно же, недостаточно. Проблема в том, как ее реализовать. В Кыргызстане, к сожалению, большой разрыв между словом и делом. Ведь реальный результат работы по созданию благоприятной деловой среды – не выпускаемые законы, какими хорошими бы они ни были, а то, как они в реальности влияют на предпринимателей.
В прошлые годы в Кыргызстане сложилась неэффективная система государственного управления. В ее основе – двойные мораль и стандарты. Законы у нас могут приниматься заведомо нереализуемые. Как, например, в случае с финансированием органов местного самоуправления. Кроме того, не секрет, есть существенная разница в правилах игры – для приближенных к чиновникам и всех остальных.
Функциональный анализ показал, что министерствам и ведомствам неинтересно заниматься отраслевой политикой, хотя они единственные, кто должен за это отвечать. Им хочется контролировать и регулировать. Зачем? Это вполне понятно. Иными словами, система настолько обюрокрачена, что те же проверки предпринимателей не только не служат пополнению бюджета, а, наоборот, съедают 0,6 процента ВВП.
- Понятно, что систему управления давно пора менять. А как?
- Одной из причин неэффективности госслужбы является низкая заработная плата работников. Она способствует взяточничеству и укреплению системы ограничений для бизнесменов. Кроме того, необходимо сделать так, чтобы карьерный рост в госслужбе был связан не с родственными или иными узами, а с заслугами и способностями людей. Еще, на мой взгляд, следует создать систему контроля и мониторинга за работой государственных учреждений.
- В Грузии, как утверждают внешние источники, коррупцию удалось снизить благодаря увеличению зарплат чиновников за счет доноров. Неужели у нас предполагается то же самое?
- Повышение заработной платы принципиально ничего не решит. Это показывает мировая практика. Хотя, конечно, увеличение окладов госслужащих – необходимое условие. Но убежден, что столь однобокое решение ничего не даст. Так же, как исключительно силовые или административные меры борьбы с коррупцией. Последние только увеличат ее в силовых структурах. Поэтому бороться с коррупцией лучше комплексно и системно. Необходимы политические, управленческие, институциональные реформы, которые надо проводить параллельно. Сокращать лишние структуры, кадры, дублирующие функции ведомств, увеличивая зарплаты оставшимся работникам. Но главное - закладывать на борьбу с коррупцией и изменения госслужбы реальные средства. Возможно, создать фонд поддержки реформ.
- Что больше всего интересует иностранных инвесторов в Кыргызстане?
- В основном, и надо быть честными, - ресурсы. Кыргызстан – небольшая страна, и надеяться привлечь крупных инвесторов для развития местного рынка – наивно. Поэтому мы, к примеру, обращаем внимание бизнеса на то, что наша страна может служить площадкой для работы в регионе. Это единственный способ стать конкурентоспособными в Центральной Азии. Для успеха нам необходимо создать лучшие условия для ведения бизнеса и дать деловым кругам возможность работать с другими государствами ЦА через Кыргызстан.
Часть потенциальных инвесторов интересуется обрабатывающей промышленностью, финансовым сектором Кыргызстана. Нам, конечно, хотелось бы, чтобы в стране возводили перерабатывающие предприятия. Предлагаем иностранным деловым кругам инновационные проекты, строительство ЛЭП. Пытаемся привлечь вложения в развитие аграрного сектора. У нас есть хорошие условия для экспорта – имеется спрос на орехи, мед, овощи, фрукты.
К сожалению, пока трудно заинтересовать зарубежных предпринимателей проектами, связанными с новыми технологиями. Нам трудно конкурировать с другими игроками на мировом рынке. Но пробуем. Когда мы проводили семинар для бизнесменов в Японии, представитель кыргызской компании представил проект экспорта в эту страну программного обеспечения, произведенного в КР. На мой взгляд, подобные направления следует поддерживать, ведь они очень перспективны. Ведь не секрет, многие наши IT-специалисты работают для фирм России, Казахстана, Запада.
- По официальным данным, в последние годы приток иностранных инвестиций в Кыргызстан снизился. С чем это связано?
- Надо различать прямые инвестиции и иностранные кредиты под гарантии правительства. Так вот, снизился приток займов, которые республика брала под гарантии кабинета министров. Внешний долг страны, как известно, огромен. Это заставило власти изменить политику в отношении таких финансовых поступлений из-за рубежа. Что касается прямых инвестиций, то их объем, напротив, растет. По данным, которыми я располагаю, за последние семь лет сумма иностранных вложений в экономику Кыргызстана возросла более чем в четыре раза.
- Известно, что Кыргызстан – бедная страна. С чем же, в таком случае, связано увеличение внутренних инвестиций? С наркотрафиком, отмыванием денег?
- Возможно, что и это мнение имеет право на существование. Тем более что около половины нашей экономики находится «в тени». В связи с этим сложно сказать, настолько ли бедны наши граждане, как хотят казаться. Половина населения, полагаю, вымерла бы, если бы жила на одну официальную зарплату. Так что деньги у людей есть. Кроме того, растут поступления от трудовых мигрантов за рубежом. По некоторым данным, объем средств, перечисляемых ими, составляет около $1 миллиарда в год. Это колоссальная сумма для нашей страны.
Полагаю, что внутренние инвестиции будут только расти. Но пока одним из препятствий этому может служить недоверие людей к государству. Некоторые просто не знают, во что вложить, чтобы не потерять накопления.
- Власти утверждают, что нестабильная политическая ситуация в стране оказывает сильное негативное влияние на приток инвестиций. Это действительно так?
- Любые потрясения влияют на инвестиционный климат. Тем более что отток инвестиций в Кыргызстане не менее значителен, чем увеличение вложений в экономику. Бизнес, как известно, любит тишину. В нестабильную страну могут придти только те инвесторы, которые не боятся риска. Потрясения служат некой антирекламой для страны. Взять, к примеру, Японию. Деловые круги этой страны практически ничего не знали о Кыргызстане до баткенских событий. Теперь им о нас известно то, что на юге республики есть террористы. Переломить это представление психологически очень сложно до сих пор. Я уже не говорю о массовых мародерствах во время мартовских событий в 2005 году. Это очень сильно отпугнуло инвесторов.
- Кыргызстан пытается создать открытую экономику. Как вы полагаете, не является ли это ошибкой? Ведь если судить по росту цен, мы стали очень уязвимы для внешних шоков…
- Безусловно, открытая экономика подвержена внешним шокам. Я говорил об этом еще в ту пору, когда работал в правительстве. Но, увы, никто об этом не хотел слышать. Маленькой стране тяжело бороться с мировым ростом цен. Но, с другой стороны, не открывать экономику нельзя. Поэтому в условиях глобализации следует позаботиться о том, чтобы нейтрализовать ее возможные негативные последствия.
Необходимо не только внимательно следить за мировыми тенденциями. Требуется вовремя предусматривать комплекс превентивных мер - улучшать управление, сокращать непроизводственные расходы, экономить, облегчить условия для ведения бизнеса. Я считаю, что это должно стать первым неписанным правилом для правительства и позволит сделать экономику более устойчивой к рискам.
Кризисы в рыночной экономике неизбежны и цикличны. Это надо помнить и готовиться к ним, создавать более гибкую систему. Наша экономика нуждается в диверсификации. Взять ту же экспортную политику. Разве можно строить ее только на 5-6 продуктах? А если изменится конъюнктура рынка? Поэтому государство должно дать дорогу бизнесу. Улучшения в экономике тесно связаны с его успешным развитием.