О рынке ценных бумаг, на который не влияет отставка и.о. премьер-министра, о «красных директорах» и «акционерах поневоле» ИА «24.kg» рассказывает президент Кыргызской фондовой биржи Алтынбек Алымкулов.
- Про фондовый рынок любой развитой страны говорят, что он отражает состояние экономики. Можно ли о Кыргызстане сказать то же самое?
- Нет. У нас фондовый рынок пока не отражает состояние экономики, и наша задача – сделать его таким индикатором. В США заявления финансистов могут сильно повлиять на котировки акций. У нас можно провернуть революцию, и ничего не изменится. Рынок еще не сформировался в своем классическом виде. Торги проходят, но это, в основном, смена владельцев предприятий.
Когда в республике сформируется класс инвесторов, которые будут активно работать на рынке, только тогда можно будет говорить о том, что он стал индикатором экономики. Безусловно, Кыргызстан в какой-то мере зависит от мировых колебаний, но четко эта тенденция еще не прослеживается. Последнее громкое событие - отставка и.о. премьер-министра – на нас никак не отразилось.
- Почему это происходит?
- Одна из наших проблем – это дефицит финансовых инструментов. Допустим, в Кыргызстан придет крупный инвестор. Он скажет брокерам: купите мне акций. Но поскольку нет предложения, это невозможно сделать. Я часто слышу от самих инвесторов, что им некуда вкладывать деньги. Это касается именно ценных бумаг.
Уникальность нашего фондового рынка состоит в том, что у нас акционерами становились поневоле. Никто не покупал ценные бумаги. Когда человек что-то приобретает, он знает цену и понимает, что делать дальше. В период массовой приватизации половина населения Кыргызстана стала акционерами. Они являются ими и сейчас. Остальная же часть ценных бумаг наших крупных предприятий принадлежит государству.
Что делают наши брокеры, когда к ним обращаются инвесторы, интересующиеся конкретной компанией? Они рассылают письма всем миноритариям и буквально вытаскивают нужные им акции. Если бы наши собственники интересовались происходящим на рынке, продавали и покупали ценные бумаги, у них бы сложилась определенная цена. А так акции стоят дешевле, чем могли бы. Основной пакет ценных бумаг наших «голубых фишек» принадлежит государству. Если власти не обеспечат их обращения, их просто не будет на рынке. Но если государство выкинет на рынок 5-10 процентов подобных ценных бумаг, то цены на них вырастут.
Люди по преимуществу элементарно не знают о возможностях фондового рынка. Часто можно услышать о недоверии населения к ценным бумагам, но мне кажется, здесь необходимо другое слово - «незнание». Раньше все вкладывали деньги в доллары. Теперь курс американской валюты падает. И многие сейчас хранят деньги в банках. При этом они забывают о рынке ценных бумаг.
То же самое относится и к руководителям компаний. Все наши акционерные общества контролировались «красными директорами». Они не рассматривали рынок ценных бумаг как альтернативный источник финансирования. Для них легче пойти по отработанной схеме - заложить свое предприятие и взять кредит в банке. Но займ от продажи ценных бумаг отличается тем, что он берется по правилам банка. Если же предприятие выпускает свои акции, оно само диктует условия. Все упирается в нежелание топ-менеджеров привлекать деньги с рынка. Это приводит к тому, что население не рассматривает фондовые биржи как объект инвестирования.
Основной акционер наших «голубых фишек» – это государство. Власти назначают руководителей и ставят перед ними определенные задачи. Если среди них нет выпуска ценных бумаг и привлечения за счет этого средств, менеджеры подобным, естественно, заниматься не будут. Они ведут себя как чиновники: у нас есть определенные обязанности, и мы только их и будем выполнять.
- Чем последние месяцы характеризовался рынок ценных бумаг Кыргызстана?
- Нам удалось запустить торговлю государственными ценными бумагами на бирже. Ее начало – 16 ноября, наверное, войдет в историю нашей страны. Сейчас мы ждем появления нового инструмента – паевых инвестиционных фондов. Есть два типа инвестиционных фондов - акционерные и паевые. Первые выпускают ценные бумаги, и по ним владельцы получают дивиденды. Вторые, как следует из названия, выпускают паи. По ним дивиденды не выплачиваются и проценты не начисляются. Доход складывается от разницы в продаже. ПИФы довольно популярны в России. В год они могут приносить от 80 до 100 процентов дохода.
Мы планируем начать выпуск облигаций. Сейчас почти готова программа их развития. Прежде у нас была одна проблема. Регистрационный сбор при выпуске облигаций составлял 0,5 процента от объема эмиссии. Это достаточно много. Сейчас эту стоимость уменьшили, она составляет около 1000 сомов независимо от суммы эмиссии.
- А что касается самих торгов?
- Если посмотреть сделки за последние три года, то можно увидеть, что прежде превалировали операции на первичном рынке. Это происходило за счет коммерческих банков, которые выпускали постоянные эмиссии своих акций. Они и формировали основной объем торгов.
Но и в 2006, и 2007 годах основной объем сделок пришелся на вторичный рынок. Доля первичного составила не более 25-30 процентов от общей суммы торгов. Это говорит о том, что акции, которые приобрели, уже начали продаваться.
Объем торгов также увеличился. По итогам 2006-го сумма сделок на Кыргызской фондовой бирже составила 3,9 миллиарда сомов. Сегодня этот показатель уже перевалил за 4 миллиарда. Это говорит об активизации торгов. Но самое главное, количество сделок увеличилось на 60 процентов. Крупные операции могут повлиять на объем торгов, но только рост их числа говорит об активизации участников рынка.