Хронометражное обследование предприятий в Кыргызстане служит инструментом шантажа и вымогательства. Это мнение высказала вице-президент ОсОО «Международный фонд «Инвест» Татьяна Ким.
Она полагает, что при реформировании налогового законодательства из последнего должен быть исключен такой вид проверки, как «хронометражное обследование».
«Хронометраж в последние годы из способа защиты государственных интересов превратился в эффективный способ планомерного изъятия средств у мелкого налогоплательщика в карман проверяющего на как бы законной основе, - полагает Татьяна Ким. – Он был введен в качестве инструмента определения средней налоговой базы для установления ставок упрощенных систем налогообложения и в целом является необходимым для экономического регулирования деятельности малых форм ведения бизнеса. Однако у нас в республике хронометражное обследование почему-то приобрело характер налоговой проверки».
«Произошло это по той причине, что проверяющие, умело используя лазейки и пробелы в действующих нормативно-правовых актах, трактуют его как определение доходности конкретного налогоплательщика для определения конкретной суммы налогов, - полагает Татьяна Ким. - В отношении проведения хронометражного обследования Налоговой службой наблюдается явное превышение полномочий по сравнению с функциями, возложенными на нее законом».
В то же время хронометражное обследование, по мнению Татьяны Ким, является инструментом не контроля, а формирования банка данных на основе статистических методов исследования. «Из этого следует вывод, что подведомственность хронометражных обследований налоговой службе не имеет под собой законных оснований и извращает саму суть данного полезного инструмента», - заключает она.