О воссоздании Великого шелкового пути говорили давно, однако только в 2013 году Китай четко сформулировал и представил на саммите ШОС проект «Шелковая экономическая зона». Как отметил тогда председатель КНР Си Цзиньпин, она объединит страны Центральной Азии, Россию и Китай и выведет регион на новый уровень сотрудничества посредством успешного экономического маршрута. Поднимался этот вопрос и на саммите ШОС в сентябре 2014 года в Душанбе.
В рамках проекта предполагается строительство автомобильных и железных дорог, соединяющих Восток и Запад, создание торгового коридора для прямых поставок товаров на Запад на льготных условиях. «Это позволит соединить порты Желтого моря и Ленинградской области, расширит возможности транзита китайских товаров в Европу, российских - в Юго-Восточную Азию и оживит экономику», - считает Си Цзиньпин.
Ученые доказали
Исследователи в Поднебесной, как выяснилось, не первый год работают над изучением последствий создания союза «Шелковая экономическая зона». И перспективы, по их словам, самые радужные.
Как отметил на встрече с журналистами из ЦА в Пекине начальник секретариата по изучению ШОС Китайской академии общественных наук Сунь Чжуан Чжи, в зоне каждая из стран региона может участвовать «по способностям». «Шелковый путь предполагает равные возможности для стран Центральной Азии, которые имеют разные уровни развития экономик. Кыргызстан сможет стать полноправным его участником за счет географического расположения. Таможенный союз - объединение, которое постепенно станет торговым союзом высокого уровня. Только так страны могут участвовать в мировой экономике, строить и развивать рыночные отношения. Однако такие объединения, как ТС, больше выгодны странам с сильной экономикой, а уровень ее развития в центральноазиатских странах не так высок, как в РФ. Но стоит отметить, что Великий шелковый путь ни в коем случае не противопоставит себя ТС», - подчеркнул он, отвечая на вопрос ИА «24.kg».
Исполнительный директор института Евроазиатского общественного развития Центра развития и изучения при Госсовете КНР Сунь Чанхун добавил, что в реалиях сегодняшнего мира в сотрудничестве между странами Центральной Азии и Китая «появились новые вопросы, требующие рассмотрения». «Необходимо пересмотреть, как повысить уровень сотрудничества в энергетике и изменить в торговле. Проект «Шелковая экономическая зона» - это стратегия повышения экономических отношений между КНР и Центральной Азией. Многие страны ждут, чтобы Китай предложил конкретные планы строительства новых отношений, но мы лишь озвучили идею. Дальше нужно совместно разрабатывать концепцию строительства экономической зоны, которая стала бы выгодной для всех», - отметил он.
История подтвердила
В течение 20 лет Китай развивается и ведет «мудрую политику», которой охотно готов поделиться со странами ЦА. «Великий шелковый путь имел важное значение для развития. Сначала это были караваны, теперь машины и авиация, а в будущем - поезда. Идея возрождения Шелкового пути получила мощную поддержку российских властей. Поддержал ее и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В период сложных изменений в международной экономической среде страны должны понимать, что надо укреплять региональное сотрудничество против рисков», - считает Сунь Чжуан Чжи.
Он отметил, что ограничиваться рынком Центральной Азии, Китая и России было бы неправильно. «Широкое участие европейских стран и Запада, международных организаций и финансовых институтов приветствуется. В настоящее время интеграция Центральной Азии в затруднительном положении, межгосударственные отношения нарушаются множественными неблагоприятными факторами, уровень экономического развития разнится, многие региональные проблемы не решены. Общий спад в мировой экономике диктует новые правила и возрождение торгового протекционизма в фоновом режиме, коим может стать «Шелковая экономическая зона». Это новая модель регионального сотрудничества, а не реконструкция экономических соглашений», - отметил Сунь Чжуан Чжи.
Однако, будучи геополитическим центром, официальный Пекин не намерен диктовать условия создания нового союза. По крайней мере, в этом пытались убедить журналистов чиновники Поднебесной. «Проект «Шелковая экономическая зона» - гибкое сотрудничество с учетом национальных особенностей и суверенитета стран Центральной Азии. Каждый ее участник имеет право выбирать внешнеполитического партнера, не создавая противоречий и конкуренции с организациями другого экономического объединения», - подчеркнул Сунь Чжуан Чжи.
Присоединяемся
Кыргызстан из-за выгодного расположения, по мнению китайских властей, мог бы присоединиться к транспортному маршруту. Вопрос строительства железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан также активно поднимается КНР.
На днях Министерство транспорта КР заявило, что республика намерена присоединиться к автомагистрали от китайского порта Ляньюньган до российского Санкт-Петербурга. Соглашение подписано на саммите ШОС в Душанбе в сентябре 2014 года.
Для стран, по территории которых пройдет маршрут (Китай, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Россия), предусмотрено снижение административных барьеров и упрощение процедур пропуска международных грузов через КПП.
Откроются и преимущества для кыргызстанских транспортников, осуществляющих международные автомобильные перевозки, увеличится поток машин из КНР через территорию КР. В подтверждение серьезности намерений на сближение и экономическое сотрудничество сосед уже готов вложить в строительство автодороги, связывающей север и юг Кыргызстана, $850 миллионов. Кроме того, известно, что КНР инвестировал в реабилитацию шоссе Бишкек - Иссык-Куль и Бишкек - Торугарт более $500 миллионов.
Осталось лишь дождаться ратификации соглашения в Жогорку Кенеше. В Минтрансе надеются, что за этим дело не станет.
Бишкек - Пекин - Бишкек.