Стоимость ГСМ на заправках Кыргызстана растет каждую неделю, неприятно удивляя автомобилистов. Если в июне литр Аи-80 и Аи-92 стоил 35,1 и 38,3 сома соответственно, то в июле цена возросла до 37,9 и 41,9 сома. Дизельное же топливо подорожало с 41,8 до 44,8 сома. Что вызвало такой резкий рост цен? Не сговорились ли нефтетрейдеры для получения сверхприбыли? Что делает государство?
Откуда ГСМ
Годовая потребность Кыргызстана в ГСМ составляет 1 миллион 200 тысяч тонн, месячная - около 100 тысяч. Все топливо республика импортирует железнодорожным транспортом из России за неимением других источников и собственных залежей нефти.
Вопреки широко распространенному заблуждению о существовании в стране лишь одной компании, поставками и реализацией топлива в Кыргызстане занимаются около 40 фирм. Самые крупные их них - ОсОО «Газпромнефть-Азия» (сеть АЗС «Газпромнефть»), ОсОО «Кыргызнефтетрейдинг» (сеть АЗС Petroleum), ОсОО «ШНОС» (сеть АЗС Bishkek Petroleum), ЗАО «Бишкекская нефтяная компания» (сеть АЗС «БНК»).
Эти и другие фирмы закупают ГСМ на Омском, Орском, Астраханском, Салаватском, Нижнекамском, Нижневартовском нефтеперерабатывающих заводах. Эти объекты, помимо экспорта, обеспечивают топливом российский рынок.
Цены на бензин и дизтопливо местные нефтетрейдеры устанавливают исходя из отпускных цен российских заводов, расходов на доставку топлива в Кыргызстан, растаможивание, выплату местных налогов, транспортировку ГСМ на АЗС и определенный уровень маржи.
Основным фактором в этой цепочке являются отпускные цены российских заводов. С января по июнь 2014 года российские НПЗ продавали тонну бензина марки Аи-92 по средней цене в $470-540, марки Аи-80 - по $450-499, дизтопливо - $579-590.
В этот период цены на бензин в Кыргызстане находились на уровне 32,9-35,1 сома за литр Аи-80, 36,7-38,3 сома за литр Аи-92, 39,7-41,8 сома за литр дизтоплива.
Рост цен
Постепенный рост цен на ГСМ в Кыргызстане начался с середины марта - начала апреля, что, по данным Ассоциации нефтетрейдеров, является ежегодным и сезонным явлением.
«Каждый год имеет место сезонный фактор, когда весной-летом растет экономическая активность населения и бизнеса, соответственно увеличивается потребление ГСМ, повышается цена топлива. Обычно этот рост цен продолжается до октября-ноября. Это стандартные законы экономики: увеличивается спрос - увеличивается равновесная цена», - прокомментировал исполнительный директор ассоциации Улан Кулов.
Если в марте 2014 года бензин марки Аи-80 стоил 32,6 сома за литр, то в апреле - 35,6 сома. Аи-92 обходился автомобилистам в марте в 36,7 сома за литр, в апреле - 38,8 сома. В мае-июне бензин обеих марок подешевел на 50 тыйынов за литр.
Дизельное же топливо подорожало с 39,7 до 41,8 сома за литр и на этом уровне оставалось до июля.
По словам Улана Кулова, цены на ГСМ умеренно ползли бы вверх по ходу сезона. Однако в апреле начались проблемы с поставками топлива: на границах Казахстана по не определенным точно причинам задержали около 900 цистерн с топливом, направлявшихся в Кыргызстан. Это вынудило местные компании повышать цены на отпускаемое с АЗС топливо, поскольку они несли убытки из-за простоя составов в Казахстане.
Далее, в мае 2014 года, в Кыргызстане вступили в силу новые акцизы на ГСМ: налог на тонну бензина был повышен с 2,2 тысячи до 3 тысяч сомов, на тонну дизтоплива - с 200 до 400 сомов. Это побудило всех без исключения нефтетрейдеров Кыргызстана заложить новые акцизы в стоимость продаваемого топлива, что привело к подорожанию литра бензина на 70 тыйынов, литра дизтоплива - на 20 тыйынов.
Однако главным фактором резкого скачка цен стала авария на Ачинском НПЗ (Красноярский край), принадлежащем ОАО «Роснефть». Произошедший в середине июня на заводе взрыв вывел из строя объект до конца года, что привело к выпадению 600 тысяч тонн ГСМ (месячная мощность завода) с внутреннего российского рынка.
«Эта авария привела к образованию дефицита топлива на российском рынке, который нужно было компенсировать. В таких условиях сыграл фактор ажиотажного спроса на внутреннем российском рынке - отпускные цены в июле резко повысились. Тонна бензина подорожала на $100-200, тонна дизтоплива - на $60-70. На экспорт же эти заводы не могут продавать дешевле, чем для внутреннего рынка, поэтому подорожание коснулось и нас. В нашей валюте литр бензина стал покупаться местными нефтетрейдерами дороже на 8 сомов», - пояснил Улан Кулов.
Исполнительный директор ассоциации отметил, что несмотря на рост отпускных цен, местные нефтетрейдеры не стали сразу поднимать стоимость на 8 сомов. Компании за несколько недель постепенно подняли цену на 1,5-2,9 сома благодаря наличию запасов ГСМ, закупленных ранее по более низким ценам.
Несмотря на эти меры, сейчас литр бензина марки Аи-80 стоит 37,9 сома, литр Аи-92 - 41,9 сома, Аи-95 - 46,5, Аи-98 - 49,7 сома. По прогнозам специалистов, в августе цены на бензин могут вырасти еще на 3 сома.
Что касается стоимости дизельного топлива, то эксперты прогнозируют сохранение нынешних цен - 44-45 сомов. Поэтому представители сельскохозяйственной отрасли могут не беспокоиться по поводу обеспечения своих работ дизтопливом.
Сговор невозможен
Несмотря на объективные причины подорожания ГСМ, некоторые кыргызстанцы подозревают нефтетрейдеров в сговоре с целью получения сверхприбыли. Однако государство внимательно отслеживает ситуацию и готово пресечь такой вариант развития событий.
«Сверхприбыль на кыргызстанском рынке ГСМ никто получать не может, так как мы контролируем уровень рентабельности монополиста - компании «Газпромнефть-Азия». Эта компания внесена в реестр монополистов, поэтому мы установили ей предельный уровень рентабельности для розничной продажи ГСМ в 12 процентов, для оптовой продажи - в 8 процентов. Но «Газпромнефть-Азия» ни разу не выходила на эти уровни, в том числе из-за высокой конкуренции на рынке. Все наши требования компания соблюдает, необоснованного повышения цен на топливо со стороны монополиста не наблюдается», - прокомментировал Кенешбай Тайлаков, заместитель директора Госагентства антимонопольного регулирования (ГААР).
Чиновник продолжил, что на посвященном подорожанию ГСМ совещании 21 июля Госантимонополия выставила дополнительное условие перед компанией: сохранить до конца июля действующие цены на дизтопливо (44,8 сома) и бензин марки Аи-80 (37,9 сома), а также не допускать резкого повышения цен на другие марки бензина.
«В этом отношении «Газпромнефть-Азия» соблюдает законодательство, компания повысила цены на бензин только на 3 сома. Необоснованного повышения цен фирмой или резкого скачка не допустим, мы имеем рычаги давления, которые готовы применить в случае нарушения требований», - подчеркнул замглавы ГААР.
Коснувшись остальных нефтетрейдеров, Кенешбай Тайлаков пояснил, что другие компании не входят в реестр монополистов, поэтому ведомство не контролирует их деятельность. Эти фирмы свободны устанавливать любые цены, но руководствуются конъюнктурой рынка и не повышают цены выше уровня «Газпромнефть-Азии».
По аналогичным причинам - из-за конъюнктуры рынка и высокой конкуренции - «Газпромнефть-Азия» держит свои цены на одном уровне с остальными компаниями, не завышая стоимость отпускаемого ГСМ.
На грани рентабельности
Более того, Ассоциация нефтетрейдеров привела данные о том, что ранней весной 2014 года «Газпромнефть-Азия» себе в убыток продавала ГСМ в Ошской и Джалал-Абадской областях. Средняя отрицательная маржа компании в феврале-марте в этих регионах составила -79 тыйынов за литр бензина марки Аи-80, а также -1 сом 23 тыйына за литр дизтоплива. Как отметили в ассоциации, эта ситуация сложилась по причине высокой конкуренции.
«Дело в том, что «Газпромнефть-Азия» завозит всегда крупные объемы ГСМ. В тот момент получилось, что отпускные цены снизились, а у компании оставались старые объемы, закупленные по высоким ценам. Более мелкие компании не обладают такими запасами, и как только снизились отпускные цены, они приобрели новые объемы ГСМ и снизили цены на АЗС. Это как раз тот случай, когда конкуренция на рынке играет на руку потребителям», - подчеркнул представитель ассоциации.
Область |
Месяц |
Вид ГСМ |
Цена на АЗС |
Себестоимость |
Убыток |
Ошская область |
Февраль |
Аи-80 |
33,9 сома |
34,2-35,73 сома |
0,3-1,83 сома |
|
Февраль |
Дизтопливо |
40,9 сома |
43,38-42,03 сома |
1,13-2,48 сома
|
|
Март |
Аи-80 |
34,6-35,9 сома |
35,81-35,96 сома |
0,06-1,21 сома
|
|
Март |
Дизтопливо |
41,40-42,30 сома |
43,44-43,66 сома |
0,36-2,04 сома
|
Область |
Месяц |
Вид ГСМ |
Цена на АЗС |
Себестоимость |
Убыток |
Джалал-Абадская область |
Февраль |
Аи-80 |
35,2-34,5 сома |
35,65-35,8 сома |
0,45-1,45 сома |
|
Февраль |
Дизтопливо |
41,6 сома |
43,46 сома |
1,86 сома |
|
Март |
Аи-80 |
34,9-35,9 сома |
35,85-35,96 сома |
0,06-0,95 сома
|
|
Март |
Дизтопливо |
42,0-43,3 сома |
42,15-43,7 сома |
0,15-0,98 сома
|
Дефицита ГСМ не будет
«Местные компании имеют достаточные для обеспечения внутренних потребностей запасы ГСМ. Кроме того, мы уже договорились с российскими заводами о поставках нужных объемов ГСМ в Кыргызстан в августе. Так что паниковать гражданам не надо, никакого дефицита топлива в стране не будет», - отметил исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Улан Кулов.
Он рассказал, что соседние страны столкнулись с большими трудностями в обеспечении ГСМ. Например, в Казахстане ощущается дефицит топлива, поэтому два крупнейших местных оператора розничной продажи вынуждены временно закрыть некоторые АЗС. В Узбекистане стоимость дизтоплива достигла $1-1,5 за литр.
Поэтому, подчеркнул Улан Кулов, в Кыргызстане сохраняется достаточно благоприятная ситуация с обеспечением топливом, несмотря на подорожание ГСМ. Причем рост цен в республике характеризуется как умеренный и терпимый. Гражданам придется потерпеть до октября-ноября, а по завершении сезона планируется снижение цен на топливо.