17:14
USD 89.02
EUR 94.77
RUB 0.95
Экономика

Проходной двор НЭСК

Изо дня в день энергетики рапортуют об успешной ремонтной кампании и слаженной подготовке к предстоящему отопительному сезону и максимальным нагрузкам на сети и подстанции. К примеру, ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» из 513 километров линий электропередачи отремонтировала 334 километра, увеличивает мощность перегруженных подстанций, чтобы зимой не вводить повальные ограничения в подаче электричества. Безусловно, на все требуется оборудование и деньги.

По закону все хозяйствующие субъекты должны проводить закупки только через тендер. Так поступает и НЭСК, но сама процедура проведения торгов заслуживает отдельного внимания. Особенно когда в них участвуют самозванцы, которых непонятно на каком основании покорно слушаются и в Министерстве финансов, и в правоохранительных органах.

Затишье перед бурей

Еще в середине апреля НЭСК провела тендер на покупку двух силовых трансформаторов мощностью 40 МВА. Оборудование предназначалось для подстанций «Таласская» и «Северная», последняя на протяжении трех лет работает с перегрузом 110-120 процентов, что приводило к перебоям в электроснабжении столичных потребителей в районе улиц Т.Молдо, М.Ганди, Щербакова, Васильева, жилмассива «Красный строитель». Несколько лет назад на подстанции установили более мощный трансформатор, но полностью проблему решить не удалось.

Прошедшей зимой с перегрузом работали подстанции «Чуйская», «Главная», «Таласская», «Кировка». Тогда же начали вводить поочередные отключения электричества в селах Аламудунского и Чуйского районов, в городе Токмаке. Из-за перегруза высоковольтных подстанций «Таласская» и «Кировка» без электроэнергии оставались город Таласа и соседние села.

Деньги на замену трансформаторов выделили только для подстанций «Северная» и «Таласская». В бюджете НЭСК на эти цели заложено 76 миллионов 793 тысячи 750 сомов. Заявки на поставку двух трансформаторов мощностью 40 МВА подали 7 компаний. Китайская компания «Шень Чжень Сан Ин технологии» оценила оборудование в $1 миллион 56 тысяч, ЗАО «Группа СВЭЛ» - в 45 миллионов 416 тысяч 250 российских рублей, «ЭРЕН электрик» - в $1 миллион 272 тысячи 315, ОсОО «Энергодеталь» - в $1,3 миллиона, Ping Gao Group - в $1 миллион 193 тысячи 200, ООО «Уральский энергетический союз» - в $1,178 миллиона, Shandon Tai Kai transformer - в $917 тысяч.

Следует отметить, что последний претендент не представил в тендерной документации гарантийное обеспечение заявки. Квитанцию об оплате он передал во время вскрытия предложения и убеждал членов комиссии засчитать ее, так как деньги переведены на счет компании. Однако по закону о госзакупках требования для всех одинаковы, и делать исключение комиссия не стала. В итоге победителем признали «Уральский энергетический союз», который ранее уже поставлял оборудование, и нареканий к нему не было.

После того как всех участников торгов оповестили об итогах, началось самое интересное. Представитель китайской компании Shandon Tai Kai transformer начал заваливать Минфин (а после и правоохранительные органы) жалобами и претензиями.

День открытых дверей

Каждый тендер сначала проверяет внутренний аудит, а затем АКС ГКНБ, которая дважды проверила НЭСК. По прошедшим торгам ни та, ни другая сторона не выявила нарушений и оснований для признания тендера несостоявшимся. Айбар Абдырахманов, назвавшийся представителем Shandon Tai Kai transformer, подал жалобу в Министерство финансов, которое приостановило действия НЭСК. Спустя некоторое время в разборки между закупающей организацией и недовольным претендентом подключилось ГУВД Бишкека. Как рассказали ИА «24.kg» в отделе закупок НЭСК, сотрудники правоохранительных органов не объяснили, на каком основании проводят проверку и вызывают членов тендерной комиссии на допросы. «Мы связались с китайской компанией, чтобы прояснить ситуацию. Они не в курсе, что кто-то подает жалобы. Компания и вовсе не подтвердила, что Абдырахманов является их официальным представителем», - пояснили в НЭСК.

Между тем и сам Абдырахманов не представил никаких документов, ни доверенность от компании. Несмотря на это, Минфин отреагировал на его жалобу и остановил исполнение договора, который к этому моменту уже был подписан с «Уральским энергетическим союзом».

Объяснения НЭСК

Ремонтная кампания в разгаре, а разборки до сих пор продолжаются. Руководство НЭСК обратилось в Минфин с письмом, в котором подробно описана хронология происходящего.

«25 марта объявлен тендер методом неограниченных торгов «Силовые трансформаторы мощностью 40 МВА». 15 апреля состоялась процедура вскрытия семи представленных тендерных заявок. Согласно положениям пункта 5 статьи 13 Закона «О государственных закупках», копия протокола вскрытия направлена в управление методологии государственных закупок при Министерстве финансов. Процедура отбора тендерных заявок осуществлялась в соответствии с правилами методической инструкции по оценке тендерных заявок при проведении конкурсных торгов. По результатам оценки полноты представленных документов и квалификационных критериев определены две эффективные тендерные заявки - ООО «Уральский энергетический союз» и ЗАО «Группа СВЭЛ». Тендерная комиссия рекомендовала отделу закупок и логистики заключить договор на поставку оборудования с «Уральским энергетическим союзом», - пояснили в НЭСК.

Обращение Shandong Tai Kai transformer, направленное только 21 мая 2014 года, не обеспечено подтверждением, позволяющим достоверно установить, что документ исходит от китайской стороны. Не подтверждены и полномочия лица, выступающего представителем компании.  

30 мая НЭСК заключила договор на поставку оборудования и направила уведомление в Минфин. Однако, ссылаясь на статью 66 закона о госзакупках, уполномоченный государственный орган приостановил процедуру закупок.

НЭСК категорически с этим не согласна, так как считает, что представленная жалоба Shandong Tai Kai transformer противоречит нормативным актам КР. В соответствии с положениями закона о госзакупках выбор процедуры отбора тендерных заявок не может являться предметом обжалования. Более того, компанией не соблюден порядок обращения с жалобой. Она пожаловалась не в НЭСК, а направила претензию в Минфин - без подписи, печати и указания причин ее подачи.

По закону, если жалоба поступила в то время, когда договор заключен с другой компанией, Минфин может приостановить поставки на 10 дней при условии, что претензия является обоснованной и в ней содержится подтверждение того факта, что поставщик или закупающая организация понесет ущерб. В настоящее время НЭСК лишь проигрывает от действий Минфина, который идет на поводу у человека, который даже не может подтвердить свою принадлежность к китайской компании.

К слову, Shandong Tai Kai transformer и вовсе не подавала заявку на участие в тендере. Установить, кем на самом деле является Айбар Абдырахманов, НЭСК так и не смогла.

Отписка Минфина

Между тем у уполномоченного государственного органа свое видение происходящего. Комиссия по рассмотрению жалоб и протестов пришла к выводу, что, наоборот, нарушения имеются у уральского завода. Заявка же китайской компании представлена по форме, запрошенной покупателем. Эксперты Минфина ссылаются на то, что участник торгов должен соответствовать квалификационным требованиям, обладать профессиональной, технической компетенцией, опытом и репутацией, финансами и оборудованием. Члены тендерной комиссии, по мнению финансистов, не изучили документы, подтверждающие финансовую состоятельность Shandong Tai Kai transformer.

«Если у тендерной комиссии возникли сомнения в отношении представленных документов, тендерная комиссия могла запросить через Посольство КНР информацию о производителе, - отметили в Минфине. - Заявка ООО «Уральский энергетический союз» на 64 миллиона 118 тысяч 68 сомов не отвечает требованиям тендерной документации. В то время как предложение Shandong Tai Kai transformer соответствует всем требованиям и имеет наименьшую цену - 49 миллионов 911 тысяч 947 сомов. В связи с тем что договор с «Уральским энергетическим союзом» заключен, материалы по жалобе направлены в правоохранительные органы для дальнейшего рассмотрения».

Комиссию Министерства финансов не смущает, что китайская компания не подавала заявку на участие в тендере, с Абдырахмановым не знакома и представителем его не назначала. Почему же ведомство так защищает лжеучастника торгов?

Уральский завод уже приступил к исполнению договора и начал изготавливать трансформаторы. Но гарантии, что их успеют установить на подстанциях в срок, нет. В любой момент Минфин может отменить итоги тендера и расторгнуть договор, присудив победу самозванцу.

Бизнес