04:52
USD 87.45
EUR 101.70
RUB 1.08
Экономика

Бюджет.kg: как работают деньги

Что стоит за сухими цифрами бюджета? Способно ли государство предоставлять населению социальные услуги в полном объеме? В НПО «Инновационное решение», которое вот уже несколько лет пытается разрабатывать методологию, учебные материалы и проводит исследования, уверены: расход на социальную сферу громаден, вот только мало кому понятно, как работают эти деньги. Его исполнительный директор Гульнара Ибраева рассказывает ИА «24.kg» о проблемах и взаимодействии с государственными организациями.

- Что такое внешняя помощь для финансирования гендерного равенства?

- Принято видеть внешнюю помощь, структура которой  направлена на секторы экономики: здравоохранение, образование, реальный сектор. Наша задача - в каждом секторе выделить не просто проблемные зоны (например, снижающуюся продолжительность жизни, материнскую и детскую смертность), показатели которых повышаются, но найти наибольшие разрывы между условиями жизни мужчин и женщин. Мы видим, где особенно уязвимым является здоровье мужчин или женщин. Живем-то мы в одном социуме, и если один из полов сигнализирует на уровне статистики, что он находится в критической ситуации, значит, здесь и лежат корни неравенства, которые ее обусловливают. Корни могут быть экономические, социальные, культурные или политические. Мы делаем такой анализ и выявляем, что же именно лежит в основании гендерного разрыва, и пытаемся вырабатывать рекомендации.

- Какие, например?

- Как раз сейчас в партнерстве с Европейским союзом и ООН мы работаем по проекту «Усиление прозрачности и эффективности внешней помощи», где пытаемся продвигать идею программного бюджета.

Каждый год проводим гендерную экспертизу национального бюджета, представляем ее на правительственных и парламентских слушаниях. Говорим, где в проектах на будущий год или на среднесрочную перспективу (на три года), не учитываются ключевые гендерные разрывы или государственное финансирование нечувствительно к интересам и потребностям мужчин или женщин.

- А конкретнее?

- Например, в первый раз (в 2010 году) я на парламентских слушаниях докладывала о результатах гендерной экспертизы. Там было много компонентов, и один из них очень значимый. Я сравнила объемы расходов государства на похоронные пособия и на пособие по беременности и родам. Сравнение было не в пользу пособия для женщин. Критерии начисления на похоронные пособия ясны и понятны: они основаны на конкретных ритуальных процедурах. В городе это вообще основано на расценках коммерческой структуры «Радамант», например. А вот по каким критериям формировалось пособие по беременности (в среднем около тысячи в месяц), определить невозможно. По сути, эти расходы не предполагают ни стоимости кесарева сечения для родовспоможения, ни первичного набора одежки, необходимой для ребенка на первое время - то есть непонятно, из чего рассчитано это пособие. Всего оплачивается где-то четыре месяца для родившей женщины. Это практически ничто. Главное, критерии разные.

Оказывается, как мне объяснили в Минфине, они рассчитывают пособие по базовой ставке еще с советских времен, а после развала Союза была установлена вот эта минимальная сумма. И теперь она просто индексируется. Мы об этом говорим, но, к сожалению, результата нет.

- Что такое программный бюджет?

- Мы привыкли к традиционным формам бюджета - экономической и функциональной. Экономическая, например, разделена по отраслям и секторам, внутри указаны расходные статьи. Программный бюджет предполагает совершенно новый подход, когда люди четко ставят цель: мы хотим достичь вот этого. Бюджет Министерства образования - это не только зарплата или деньги на учебники. Там должен быть результат: добиться повышения успеваемости учеников по итогам теста ОРТ к такому-то году. Вот это результат, отсюда и качество. Иначе нет смысла увеличивать объем финансирования.

В контексте гендерного равенства мы добиваемся, чтобы каждая статья бюджета была адресной. Например, какое количество детей с ограниченными возможностями будет зачислено в специализированные или обычные школы, сколько из них мальчиков или девочек, сколько больных получат доступ к определенному виду лечения.

У нас разные показатели здоровья. Ускоренными темпами растет смертность от онкологических заболеваний у молодых мужчин, у женщин - другая история. Если сравнивать ситуации дефицита финансов, надо смотреть, каковы должны быть приоритеты. Я бы, в частности, отдала приоритет  кардиологии, потому что ежегодно умирают примерно по 18 тысяч мужчин и женщин. Почти поровну.

Наша главная претензия к бюджетному процессу в том, что он не разрабатывается на основе серьезного социально-экономического анализа, который бы показал: вот разрывы, а вот критические места. Мы уповаем на то, чтобы каждый вложенный сом работал.


Бизнес