Чиновники мэрии часто жалуются на то, что в столице нет денег ни на дороги, ни на освещение, ни на строительство школ и больниц. Они говорят, что ежедневно распределяются 5 миллионов на все нужды Бишкека при потребности в 150 миллионов! Построить отношения с Минфином и не выпрашивать деньги - эту задачу, судя по прошедшей сессии столичного горкенеша, ставят депутаты столицы. О межбюджетных отношениях казны и двух крупнейших городов, о том, как по новому Бюджетному кодексу власти собираются ввести «отрицательные» гранты для богатых регионов, ИА «24.kg» рассказал эксперт Асылбек Чекиров.
- Скоро начнется обсуждение бюджета столицы, и опять на те же грабли? При бюджете в 7 миллиардов сомов копейки на благоустройство города?
- Дискуссии в горкенеше показывают, как сильно изменились депутаты: если раньше обсуждения шли вокруг небольшой суммы, то сейчас они оперируют миллиардами. При бюджете в 7 миллиардов сомов Бишкек реально распоряжается только 200-300 миллионами. Все остальное уходит по защищенным статьям и нормативным документам. Реально столица - дотационный город. Сегодня нардепы смело говорят: хватит ходить с протянутой рукой! Они правильно предлагают мэру - давайте проведем правильное распределение расходов столицы. Потому что в этой статье «сидят» главные проблемы города. 60 процентов, а это около 4 миллиардов сомов бюджета, идут на исполнение функций, которые Бишкек не должен исполнять. Я думаю, депутаты поднимут вопрос об изменении бюджетной политики столицы. Один из пунктов - вопрос о стратегических направлениях развития города, в том числе о новой бюджетной политике. Принятие документа позволит в кратчайший период по согласованию с правительством преобразить Бишкек. Ежегодно город может получить до 1 миллиарда сомов, не прося их у Минфина. Для этого нужно привести бюджетный процесс в соответствие с Конституцией.
- За счет фискальных поступлений?
- Нет, это другой вопрос. За счет приведения в соответствие с Конституцией расходных обязательств.
- При этом мэрия сама не хочет отдавать медицину и образование в республиканский бюджет...
- Народные избранники ставят вопрос очень жестко. Год назад у них не было этого понимания. Когда пришел новый состав депутатов, ситуация была им непонятна. Думаю, именно последняя сессия очень важна для Бишкека, теперь вопросы ставятся очень жестко. Надеюсь, и новый мэр это понимает.
- Непонятно, откуда этот миллиард возьмется?
- Давайте разберемся. Муниципалитет Бишкека был госорганом, при этом горкенеш - местный орган власти. Поэтому они финансировали образование и здравоохранение. Реформы пошли, появилось четкое понимание того, кто и чем должен заниматься. В частности, образование и медицина перешли в ответственность республики, кроме столицы. И сейчас возникает парадоксальная ситуация. Слуги народа правильно поднимают вопрос о том, что в городе госпрограмма по подушевому финансированию не исполняется. По всей стране за нее отвечает Минобразования, а в Бишкеке ответственность за ее исполнение ложится на мэрию. Далее - программа госгарантий по обеспечению услугами здравоохранения опять же работает по всей республике, кроме Бишкека. Потому что финансирование ФОМС осуществляется за счет средств местного бюджета, на который Минздрав не имеет влияния. В итоге ни одной больницы не построено в столице. Это нонсенс: город растет, а больницы не строятся. Нам говорят: в республике нет денег, я категорически не согласен, ведь по всей стране строятся и ФАП, и поликлиники, а со столицей Минздрав не хочет связываться. Надеюсь, теперь будет перелом.
- А что в Оше происходит с распределением средств?
- Ош живет по закону, но у него другая проблема. На благоустройство идет большая часть средств, и это правильно. У любого горожанина спросите, что нужно в первую очередь сделать в городе, и он ответит: освещение, дороги, автобусы и порядок. Он не скажет, что от мэра нужны образование и здравоохранение, а будет говорить о насущных проблемах. На них в Бишкеке тратится всего 12 процентов бюджета, а в Оше - 56. Все, что он зарабатывает, то и тратит. Правда, в южной столице не хотят зарабатывать. Половина бюджета города формируется за счет госказны - Ош фактически дотационный, в отличие от Бишкека. В итоге столица зарабатывает, но не умеет тратить, Ош умеет тратить, но не зарабатывает.
- Сейчас идет активное обсуждение Бюджетного кодекса, вводится понятие «отрицательные гранты». Что это такое?
- В рамках реформы межбюджетных отношений в 2007 году одним из самых серьезных завоеваний стало то, что власти сказали: местные бюджеты трогать не будем, все, что вы заработаете, останется у вас. До 2007-го по каждым области, району, органу местного самоуправления были контрольные цифры, сколько изымалось в республиканский бюджет, поэтому руководителю МСУ было неинтересно зарабатывать деньги. Тогда это называлось передачей с нижестоящего вышестоящему уровню. И вот сейчас под названием «отрицательные гранты» хотят начать официально изымать у айыл окмоту излишки. Это ломает всю реформу.
- То есть переход на двухуровневый бюджет подразумевал развитие МСУ?
- Конечно. Каждому органу местного самоуправления определялись источники и оставалась трансфертная политика. То есть мы делаем прозрачные правила игры: как бедные айыл окмоту могут получить помощь из центра.
- За это время появились ли примеры успешного развития регионов?
- Могу много удачных примеров привести. Кара-Ойский айыл окмоту Иссык-Кульской области. Они сами отремонтировали дом культуры и построили детский сад. В селе Бостери местные власти сами покупают уборочную технику. В Новопавловке асфальтируют дороги. В этом году город Сулюкта провел капремонт в трех детсадах, двух школах и 2,5 километра центральной дороги.
- При этом большое количество дотационных регионов сидят без средств...
- Для дотационных сел правительство разработало систему трансфертов. Другое дело, и мы хотим этот вопрос внести в Бюджетный кодекс, что система трансфертов уже выполнила свою функцию. Теперь мы предлагаем, чтобы трансфертная политика велась по-другому и включала создание даже у самых бедных муниципалитетов бюджетов развития. Чтобы передаваемые средства были не подачкой, чтобы на местах имели возможность получить деньги не только на текущие затраты, но и на развитие. Мы должны признать, что у нас есть зависимые муниципалитеты, однако в ближайшие годы при соблюдении нынешней политики мы увидим, сколько МСУ выйдут из дотаций. У нас их количество за последние два года существенно увеличилось. В 2008 году начался спад доходов МСУ по политическим причинам. Сейчас впервые появилась динамика выхода из дотаций. В 2013-м это было 19 айыл окмоту, в этом планируется до 30. То есть если раньше было 86 дотационных айыл окмоту, то сегодня 65. Всех, конечно, не вывести из дотаций, ведь есть отдаленные горные села, там хоть что сделай, нет возможности повышать доходы, там государство должно вплотную работать.