В конце 2013 года парламент ратифицировал соглашение с Экспортно-импортным банком Китая на реконструкцию столичной теплоцентрали. Председатель комитета по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию Кожобек Рыспаев сразу признался, что не поддерживает решение коллег привлечь для реконструкции китайскую компанию ТВЕА, но против системы пойти не может. А позже и вовсе заявил, что решение принимали под давлением правительства. И лишь когда документ подписал президент, депутаты поняли, что поспешили.
На распутье
Очередная попытка модернизации ТЭЦ Бишкека мгновенно вызвала бурные споры среди чиновников, депутатов, экспертов. Проект планируют реализовать на заемные средства, поэтому цена является основным требованием при отборе подрядчика. Но не для энергетиков, лоббирующих интересы частной компании. Что только не говорили в адрес министра энергетики и промышленности, в каких связях с китайцами его только не обвиняли! Якобы, представители ТВЕА ему и деньгами помогают, и многоквартирный дом на Южной магистрали строят. Но Осмонбек Артыкбаев объяснять явную заинтересованность в проекте не спешил, чем только подогревал интерес общественности.
Тем временем члены Наблюдательного совета по инициативе прозрачности топливно-энергетического комплекса били во все колокола, заявляя, что ОАО «Электрические станции» нарушило нормы закона о госзакупках при подписании соответствующего соглашения. Отбор поставщика должен был производиться открыто, прозрачно, а в случае проведения закупок из одного источника необходимо было получить на это согласие уполномоченного государственного органа. Общественные слушания показали, что по проекту отсутствует технико-экономическое обоснование, не представлены критерии и процедура отбора исполнителя проекта, так как руководство самостоятельно определило компанию.
Ни Минэнерго, ни «Электрические станции» должным образом не проанализировали более дешевое коммерческое предложение другой китайской компании - СМЕС, не отреагировали на приглашение посетить заводы по изготовлению основного энергетического оборудования и обсудить детали проекта. НС ИПТЭК предлагает провести процедуру отбора компании в соответствии с законами и с обязательной разработкой технико-экономического обоснования проекта, а также с проведением необходимых экспертиз.
В общем, за прибыльный проект бьются две китайские компании - ТВЕА и СМЕС. Первая предложила реконструировать ТЭЦ Бишкека за $386 миллионов, вторая за $356 миллионов. Обе компании, как они же сами заявляют, заручились поддержкой правительства Китая, а также оплатили кыргызстанским депутатам заграничные поездки по своим объектам.
Галопом по Европам
В первое турне по приглашению ТВЕА отправились Чыныбай Турсунбеков, Мурадыл Мадеминов, Токтогул Туманов, Малик Осмонов, Абдулатип Режевалиев, Исхак Пирматов, Карганбек Самаков, Райкан Тологонов, Азамат Арапбаев, Абдимуталип Кочкорбаев, Бактыгул Маматов, Равшан Джээнбеков.
По итогам поездки в Гонконг Чыныбай Турсунбеков попытался оправдать коллег, пояснив ИА «24.kg», что они приняли только приглашение, а никаких обязательств по лоббированию китайской ТВЕА не брали. Нардепы с министром энергетики посетили объекты, в том числе ТЭЦ, обговорили масштабы производства и продажи низковольтного комплектного электрооборудования. «Мы собственными глазами увидели, что масштабы деятельности этой компании огромны. Ее ВВП можно сравнить с ВВП всего Кыргызстана. Она участвует в строительстве ЛЭП «Датка - Кемин». Но это не значит, что мы безоговорочно готовы поддержать ее. Если другая компания пригласит нас куда-нибудь посмотреть ее возможности, мы и туда поедем. Но в итоге поддержим лишь ту компанию, которая предложит модернизировать нашу ТЭЦ на наиболее выгодных для страны условиях», - сказал Чыныбай Турсунбеков.
К слову, все депутаты, посетившие Гонконг, проголосовали «за» ратификацию соглашения, за исключением Исхака Пирматова, который отсутствовал на заседании.
Вторая депутатская поездка за счет китайской компании СМЕС состоялась в конце декабря. Кыргызстан в Измире (Турция) представляли Бакыт Шаршеев, Замир Бекбоев, Кантемир Мурзабеков, Нурбек Алимбеков, Данияр Тербишалиев, Мирлан Бакиров, Нуркамил Мадалиев, Нурбек Мурашев. Замир Бекбоев, поддержавший ратификацию соглашения и тем самым ТВЕА, после поездки в Измир изменил свое мнение. «По модернизации ТЭЦ Бишкека вопрос не в выборе подрядчика, а во внешних заимствованиях. К ТВЕА есть претензии по экономическим и техническим параметрам. Объект будет построен на кредитные средства, поэтому можно написать любую сумму. Стоимость работ может увеличиться. Представители ТВЕА с легкостью говорят, что готовы построить на $30 миллионов дешевле. Смета по проекту не составлена. Цифры взяты с потолка», - пояснил Замир Бекбоев.
Возникает резонный вопрос: почему депутаты не отклонили документ, если у них есть весомые причины не доверять подрядчику, который ко всему в придачу не имеет опыта строительства ТЭЦ?
Правительственное лобби
Незадолго до ратификации соглашения по просьбе правительства состоялось внеочередное заседание комитета, где депутаты и приняли решение безоговорочно поддержать проект. «Многие депутаты даже не успели ознакомиться с документами, поэтому у них возникли вопросы, почему правительство лоббирует интересы китайской компании ТВЕА и не дает изучить другие предложения. Чиновники объяснили, что Эксимбанк Китая выделяет льготный кредит, поэтому он диктует, какая компания будет выполнять работы, - рассказал Кожобек Рыспаев. - Депутаты хотели посетить еще одну китайскую компанию, которая подала заявку на реконструкцию, но в последний момент получили отказ. Сначала представители СМЕС приглашали нас, но буквально перед вылетом отказали. Думаю, что китайская сторона их вызвала и приказала отменить поездку».
Позже правительство попросило профильный комитет ускорить ратификацию соглашения, так как 10 декабря Эксимбанк КНР хотел выделить первый транш. «Кабинет министров нас торопит. Мы предупредили министра энергетики и промышленности КР Осмонбека Артыкбаева, что он понесет ответственность за продвижение китайской компании», - заключил Кожобек Рыспаев.
Однако никакие предупреждения не подействовали, и депутаты поддержали лоббистов, но и от поездки в Турцию не отказались. А после вояжа поняли, что совершили ошибку и не исключено, что ратификация прошла с нарушениями. На заседании комитета Райкан Тологонов отметил, что Министерство юстиции должно оценить законность ратификации соглашения Жогорку Кенешем. «Если нарушены законы, то мы его денонсируем. Министерство юстиции не представило заключение по выбору подрядчика. При выявлении нарушений к делу будет привлечена Генеральная прокуратура», - сказал он.
Члены ОНС неоднократно говорили о том, что отбор подрядчика следовало проводить через тендер. Однако генеральный директор «Электрических станций» Салайдин Авазов считает это невозможным. «Если бы у нас были деньги на реконструкцию, мы бы провели тендер. А так как денег нет, согласились на условия Эксимбанка», - отметил он.
Есть еще один пробел, допущенный энергетиками. ТВЕА привлечена для строительства линии электропередачи «Датка - Кемин» и подстанций тоже без тендера. Как и в этот раз Эксимбанк рекомендовал ее в качестве подрядчика, так как финансирует проект. Следовательно, если депутаты денонсируют только что ратифицированное соглашение, то и прошлые договоренности придется расторгнуть, а по ним уже освоены миллионы долларов.
Право на ошибку?
Объяснения отраслевиков все же не убедили депутатов, и они начали сомневаться в правильности принятого в спешке решения. Председатель профильного комитета Кожобек Рыспаев посетовал ИА «24.kg», что и народные избранники ошибаются. «Нас тоже вводят в заблуждение. Ситуация сложная. Через несколько лет нам придется отдавать уже $600 миллионов, поэтому мы не можем халатно относиться к внешним займам. Дело не в СМЕС и не в ТВЕА. Все мы ошибаемся. В конце года нас торопили провести ратификацию, иначе банк не выделит деньги. Правительство утверждало, что только ТВЕА определи в качестве подрядчика. Если Минюст выявит нарушения, будет денонсация. Правительство же утверждает свое, - пояснил депутат. - Как патриот, хочу сэкономить. Мы просто немного опоздали. Депутаты поехали в Турцию и открыли нам глаза. Раньше мы не могли этого сделать. Правительство торопило. Оно и дальше будет продавливать ТВЕА, несмотря на то, что ТЭО нет, а существует только техническое предложение».
Жогорку Кенеш в очередной раз показал свою низкую профессиональную пригодность. Пытаясь быстрее протащить выгодную компанию, они загнали себя в угол, а теперь прикрываются тем, что не смогли отстоять государственные интересы и сожалеют об этом. Остается только гадать, сколько законопроектов парламент принимает впопыхах и как это потом аукнется всем нам. Ведь спешка нужна только в двух всем известных случаях...