04:21
USD 87.45
EUR 97.39
RUB 1.06
Экономика

Золотой казус

Бизнес-инфо

Парламент Кыргызстана намерен признать незаконным крупнейший в истории страны золотодобывающий проект «Кумтор». Депутаты готовятся создать громкий прецедент, который наверняка надолго отпугнет от республики крупных инвесторов. Законопроект, которым Жогорку Кенеш намерен решить судьбу богатейшего золоторудного месторождения, может окончательно подорвать доверие к правительству со стороны деловых кругов. Кабинет министров, как явственно демонстрирует настроение депутатов, вряд ли теперь сможет выступать гарантом безопасности капиталовложений в экономику.

 

Законопроект о золоторудных месторождениях принят в первом чтении. Это событие предваряла долгая информационная кампания, смысл которой сводился к одной мысли: проект «Кумтор» нуждается в национализации. Таким образом сторонники подобной идеи намеревались восстановить историческую справедливость в их видении. Согласно такой точке зрения, необходимо значительно изменить порядок распределения прибыли от добытого золота.

 

Как бы то ни было, сам по себе факт существующего порядка распределения прибыли коробит не только парламентариев, но и представителей правительства. Правда, в кабинете министров полагают, что с канадским инвестором, разрабатывающим месторождение, необходимо вести переговоры. В кабмине выступают против национализации Кумтора, считая, что это не только навредит имиджу страны, но и поставит рудник на грань закрытия.

 

У государства нет средств для осуществления самостоятельной добычи драгоценного металла. А внутренних инвесторов, способных выделить на нужды производства требуемые суммы, и не было. По оценкам правительственных экспертов, чтобы запустить работы на Кумторе, требуется, по меньшей мере, $50 миллионов. По мнению независимых – в 4-6 раз больше.

 

Экспертное мнение охладило пыл патриотов. Но не намного. «Мы не намерены национализировать месторождение Кумтор, - заявил на заседании Жогорку Кенеша депутат парламента Арсланбек Малиев, инициировавший злополучный законопроект. - Мы понимаем, что такой процесс, как национализация, влечет за собой суд и штрафные санкции, поэтому компания, разрабатывающая месторождение Кумтор, может продолжать работать, но необходимо перезаключить контракт».

 

Вместе с тем, как ИА «24.kg» сообщало ранее, правительство уже провело переговоры с канадским инвестором по поводу пересмотра условий распределения прибыли. Как заверил ныне уже бывший первый вице-премьер-министр Данияр Усенов, кыргызская сторона может рассчитывать на $2,5 миллиарда сверх той суммы, которая сложилась бы, если не менять договоренностей.

 

Он также сообщил, что канадский инвестор согласен на пересмотр соглашений. Однако депутаты, вероятно, не будут удовлетворены такой суммой. Госчиновник оказался прав. Парламентарии убеждены, что кыргызская сторона должна рассчитывать на более высокие прибыли. А чтобы добиться их, необходимо признать все ранее заключенные договоренности с инвестором, включая Генеральное соглашение, не имеющими юридической силы. Кроме того, согласно законопроекту, одобренному парламентом в первом чтении, правительству надлежит «взыскать невыплаченные налоги, сборы и другие платежи в результате деятельности компаний, участвовавших в разработке золоторудного месторождения Кумтор с 1992 по 2007 год в соответствии с действовавшим на этот период законодательством КР».

 

Впрочем, гораздо удивительнее всего вышеизложенного другая статья законопроекта. «Генеральное соглашение по Кумторскому месторождению», заключенное 4 декабря 1992 года, с изменениями и дополнениями от 16 января 1993 года, 3 сентября 1993 года и 30 мая 1994 года между правительством КР, Кыргызским государственным концерном «Кыргызалтын» и канадской корпорацией «Камеко корпорейшн», не ратифицировано Жогорку Кенешем КР», - отмечается в документе. Иными словами, депутаты требуют, чтобы в будущем подобные договоренности с инвесторами получали их одобрение.

 

Идея, конечно, достойна претворения в жизнь. Исключительно из патриотических соображений. Хотя, исходя из депутатской логики, в подобных процессах должны участвовать и иностранные представители. В частности, парламенты тех стран, откуда пришел инвестор. Если, конечно, зарубежные народоизбранники посчитают частный интерес частной же компании делом, достойным заключения соглашения, статус которого фактически приравнен к межгосударственному.

 

Немало вопросов вызывает еще один пункт законопроекта. Согласно ему, Кумтор вместе с другими месторождениями драгметаллов следует передать на баланс государственной корпорации по разработке и добыче золота, которую предлагается создать. Значит ли это, что Арсланбек Малиев, заявивший об отсутствии намерений проводить национализацию проекта, лукавит? Как еще можно расценить подобный пункт в законе? Вопросы, вопросы…

 

Канадский инвестор, как и следовало ожидать, воспринял принятие парламентом законопроекта в первом чтении как попытку оказать давление с целью увеличить долю кыргызской стороны в распределении прибыли от Кумтора. «Руководство «Центерра Голд Инк.» твердо уверено в законности своих соглашений с кабинетом министров КР, - заявили в компании. - Любые споры о легитимности этих договоров подлежат разрешению в международном арбитражном суде».

 

Вместе с тем обсуждение судьбы Кумтора насторожило не только канадскую компанию, но и Международный деловой совет. На открытом заседании МДС с участием инициатора законопроекта депутата ЖК КР Болотбека Шерниязова предприниматели и инвесторы высказали мнение о необходимости соблюдения условий заключаемых договоров всеми его участниками. Деловые круги отмечают важность гарантий государства при соблюдении правительственных соглашений и защите прав инвесторов.

 

Впрочем, судя по всему, парламент, согласно некой традиции, поступает по законам своей логики. Некоторые депутаты, к слову, высказывают сомнения в целесообразности создания государственного концерна и передачи на его баланс всех золоторудных месторождений. Народоизбранники предполагают ко второму чтению доработать законопроект в соответствии с итогами переговоров между правительством КР и «Центерра Голд Инк.».

 

Значит ли это, что версия «Центерры» о давлении верна? Парламент действует методом законодательного шантажа? И снова вопросы, на которые нет ответа. Остается только догадываться, каким образом власти Кыргызстана намерены обеспечить приток инвестиций из-за рубежа, ведь деловые круги, в отличие от рейдеров, ищут спокойствия…

Бизнес