На развитие туризма в Кыргызстане в 2012 году было выделено 5 миллионов сомов. Однако около 2 миллионов из них Министерство культуры и туризма недополучило. На эти средства планировалось реализовать маркетинговые идеи. По всей видимости, Минфин решил, что в одной из экономикообразующих отраслей республики можно обойтись и без маркетинга.
Что предпринимают новые власти для развития туризма? Какие планы строят на будущее? Будет ли Кыргызстан в перспективе признан мировым сообществом как страна круглогодичного туризма? На эти и другие вопросы ИА «24.kg» ответил глава Департамента туризма при Министерстве культуры Данияр Казаков.
- Данияр Болушевич, для начала расскажите об итогах летнего туристического сезона. Довольны результатами?
- Мы прогнозировали, что страну посетит на 30-40 процентов туристов больше, чем в прошлом году. Так и получилось, местами рост достиг 50 процентов. По данным Иссык-Кульской областной администрации, в текущем году на озеро приехали миллион 104 тысячи туристов. В основном это граждане Казахстана и России. Следует отметить, что число туристов-россиян значительно увеличилось. Раньше они предпочитали останавливаться в частном секторе, теперь заселяются в дорогие пансионаты. Это только радует. На 15 июня дома отдыха в Прииссыккулье были заполнены практически на 100 процентов.
- Меняется ли география туристов? Или к нам приезжают только соседи?
- К сожалению, к нам традиционно едут из Казахстана и России. Кто ездил раньше, те приезжают и сейчас. Естественно, из Аргентины или с Карибских островов на Иссык-Куль никто не поедет. Европейцы едут к нам не купаться, они предпочитают путешествие по Шелковому пути, горный туризм, им интересны традиции и обычаи кыргызов.
- Что делает государство для развития экотуризма?
- Я готовлю законопроект по развитию регионов через экотуризм. Необходимо наладить связь с областями, создав в каждой отдел по развитию туризма, который будет подчиняться департаменту. Наши губернаторы поддерживают эту инициативу. Мы планируем проводить тренинги среди местного населения, чтобы люди знали, что пользуется спросом у туристов.
Зачастую мы не обращаем внимания на привычные вещи, но иностранцев они привлекают. Эксперты должны подсчитать рентабельность предложения. В первую очередь необходимо создать разнообразные туристические маршруты. В будущем откроем новые базы. К примеру, туристы могли бы передвигаться по одному маршруту, в зависимости от ландшафта, на автомобилях, велосипедах, лошадях, совершать пешие походы, сплавляться на рафтах и так далее. Впечатлений от такого путешествия будет масса! Попутно можно посетить местных ремесленников, посмотреть, как они изготавливают сувениры, войлочные изделия.
В каждой области должны быть такие предложения. А информацию об этом можно разместить на общем сайте, в рекламных буклетах. Туристы напрямую будут связываться с местными жителями. Таким образом мы сможем выставить на рынок государственный продукт, пока же услуги оказывают только частные туристические фирмы.
- Когда начнется реализация этой программы?
- Как всегда все зависит от финансирования. Бюджет утверждается парламентом, и депутаты должны учесть эти расходы. Пока проект находится на самой начальной стадии. В ближайший год его, конечно, не реализовать. Можно поэтапно создавать отделы туризма в регионах. В Нарынской области уже есть небольшие наработки. На Иссык-Куле ситуация получше, но там отмечается малое количество предложений по тем же экскурсиям. В пансионатах висят рекламные щиты еще с советских времен. А предложения одни и те же - прогулки на теплоходе, туры в Семеновское и Григорьевское ущелья... Люди готовы платить, но выбор у них невелик. Хотя в стране множество уникальных уголков, куда туристы отправились бы с удовольствием. К этим объектам нужно прокладывать тропинки и охранять на государственном уровне.
- Какие места Кыргызстана наиболее привлекают туристов?
- Как я уже говорил, путешествуют иностранцы по Шелковому пути. Один маршрут проходит от Торугарта в Бишкек через Балыкчы, второй - по трассе Бишкек - Ош через перевал Туя-Ашуу, третий, по Иркештам - Ош, - в Узбекистан. Альпинисты облюбовали пик Ленина. Это основные туристические маршруты, от которых мы получаем прибыль. По данным ВТО, 20 процентов от мирового туризма составляет экотуризм. Тем более он не требует больших затрат.
- Готово ли население отказаться от привычного уклада и переориентироваться на прием туристов?
- Население-то готово, только туристов мало. Когда бизнес пойдет в гору, они прекратят заниматься животноводством и сельским хозяйством. Самое сложное - обучить людей вести переговоры, разрабатывать бизнес-планы и найти средства под проекты. Главное, чтобы в стране была экономическая и политическая стабильность. С каждой революцией в стране два турсезона проходят впустую. Отдыхающие боятся к нам ехать.
- Что делать, как быть?
- Вы будете смеяться, но у нас нет даже рекламных буклетов. В посольствах за рубежом люди интересуются, где в Кыргызстане можно отдохнуть. А предложить никто ничего не может. Хотя те же политики могли бы брать в зарубежные поездки журналы, книги о республике. Но этого, конечно, недостаточно - туризму нужна широкомасштабная реклама. Некоторые страны живут за счет туристов. Для сравнения, во Франции, Испании туризм составляет 60 процентов ВВП, в Греции - 80 процентов. У нас этот показатель равняется 4,8-5 процентам. Нам есть чему учиться у других.
- А есть ли у нас есть стратегия развития отрасли, в которой прописаны конкретные задачи?
- В Кыргызстане развивают сельское хозяйство, легкую промышленность, энергетику, а про туризм никогда не упоминают. В настоящее время разрабатывается республиканская экспортная стратегия, где отдельной графой будет прописан туризм. Пока чиновнику не принесут документ, он ничего делать не будет. Поэтому за каждым министром необходимо закреплять обязанности. Сейчас мы не можем воздействовать на акимов, которые разрешают выпас скота в заповедных зонах, или устанавливать на въездах шлагбаумы и собирать деньги. Бывает, представители местных автотранспортных предприятий останавливают автобусы с туристами и предлагают собственные услуги. Все происходит из-за отсутствия рычагов воздействия и контроля.
- Получается, туризм обречен?
- Дорогие пансионаты по сей день переполнены. Вопрос в том, могут ли они работать круглогодично. Многие не хотят, считая дело нерентабельным. Лишь единицы выезжают за границу, продвигают кыргызстанский туризм, рекламируют свой бизнес. Другие ждут, когда за них это сделают. Министерство культуры и туризма выбивает для них бесплатные павильоны на выставках, но никто не хочет ехать, только обвиняют нас в том, что плохо работаем. А кто пойдет навстречу клиенту? Кто предложит ему свои услуги? Кто составит и распечатает рекламные буклеты? Мы создаем предпринимателям благоприятные условия для ведения бизнеса, и кто хочет работать, тот работает.