20:03
USD 87.45
EUR 91.44
RUB 0.96
Экономика

Евгений Куринин: Для нас удача – хоть один крупный инвестор в год

Так называемые национальные проекты, упорно проталкиваемые правительством экс-премьера Бабанова, встречают столь же упорное игнорирование со стороны потенциальных инвесторов. Почему - беседуем с человеком, который начинал работу по сбору инвестпроектов. Евгений Куринин родился и вырос в Кыргызстане, образование получил во Франции: в университете Гренобля, экономической школе в Бордо. Шесть лет проработал в аудиторской компании Ernst&Young. В 2011 году вернулся в Кыргызстан, работал в НИСИ.

- Недавно на Кыргызско-Германском бизнес-форуме НИСИ презентовал с десяток инвестпроектов. И немцы должны были на них «клюнуть». Тот же аэропорт в Тамчы, сельхозпроекты. Как вы оцениваете их привлекательность?

- Если рассмотреть все проекты в совокупности, то можно сказать, что представленные не отвечают требованиям инвесторов как по содержанию, так и по форме. Что касается привлекательности, судить сложно, пока не будет представлена полная информация по каждому из проектов.

В новостях прошло, что на форуме представлен инвестиционный проект «Реконструкция аэропорта «Тамчы», срок окупаемости которого составит три года. Но что на самом деле? Согласно финансовому отчету за 2011 год, ОАО «МАМ» (международный аэропорт «Манас»), владеющее аэропортами в стране, получило 3,4 миллиарда сомов дохода, из них 58 процентов поступило от Центра транзитных перевозок. Чистая прибыль составила 1,3 миллиарда сомов.

На реконструкцию аэропорта в Тамчы требуется $69 миллионов или 3,2 миллиарда сомов. Предположим, что чистая прибыль ОАО «МАМ» на 58 процентов состоит из прибыли от ЦТП, тогда прибыль ОАО от гражданской авиации составит 536 миллионов сомов. С учетом числа пассажиров, воспользовавшихся услугами аэропортов Кыргызстана (1,56 миллиона человек), прибыль от одного пассажира в 2011 году составила 344 сома. Таким образом, аэропорт «Тамчы» должен обслужить 9,5 миллиона пассажиров, чтобы вернуть инвестору вложенные инвестиции (без учета процентов). В 2010 году на Иссык-Куле, по официальной статистике, побывало чуть больше 500 тысяч туристов. Из чего следует, что гарантировать возврат инвестиций невозможно. А ведь НИСИ представляет проекты потенциальным инвесторам как национальные и прибыльные.

Также НИСИ не учитывает все составляющие финансового моделирования (ставка дисконтирования, проценты по кредиту, рост цен на оборудование, инфляция и т.д.), что не соответствует международным правилам оценки инвестиционных проектов.

Таким образом, проект «Реконструкция аэропорта «Тамчы» нельзя рассматривать как коммерческий, пока Иссык-Кульская область не будет достаточно привлекательна для миллионов туристов. Строить аэропорт на пустом месте и надеяться, что он принесет прибыль - глупо. Надо исходить из реальных показателей рынка пассажирских авиаперевозок в Кыргызстане.

Никто и никогда не возьмется инвестировать деньги в подобные проекты, где нет самого главного - гарантий возврата инвестиций с привлекательной прибылью.

- То есть мы заведомо вводим в заблуждение инвесторов липовыми проектами? Но кто-то должен за это нести ответственность?

- В заблуждение мы никого не вводим. Так как инвесторы, видя качество презентаций, прекрасно понимают, что доверять таким проектам нельзя. Мнение по проектам они не имеют в силу отсутствия информации. Об ответственности трудно говорить, так как подготовка предТЭО требует финансов и квалифицированных специалистов, чего у НИСИ, по всей видимости, нет.

- Но Тамчы - лишь один из предлагаемых проектов. Там есть и те, что вроде бы отталкиваются от насущных потребностей. Например, по сельскому хозяйству, по сервису.

- Возьмем кластер «Сахар»: просят построить новый завод. А нужен ли он? В Чуйской области есть один завод, Каиндинский, который просит: дайте 2 миллиона, запустим линию. Для нового хотят $9 миллионов. И на них же еще надо купить удобрения, обеспечить защиту растений и т.д. Но только один комбайн по уборке сахарной свеклы стоит 600 тысяч евро, и то бэушный. В сфере услуг предлагают торговый центр в Бишкеке. Реальность показывает, что даже в ЦУМе есть пустые площади. И те немцы, которые после форума перед отъездом пошли купить сувениры, в этом убедились.

- Многие говорят, что страна может подняться на всевозможных хабах. Немцам также предлагалось поучаствовать в строительстве торгово-логистического центра...

- По картофелю? Я просто не понимаю, откуда берутся такие идеи. Видя презентацию, можно подумать, что Кыргызстан является лидером по выращиванию картофеля. Сегодня, разговаривая с фермерами, слышишь о других проблемах: это Таможенный союз, это фитоконтроль, это проблемы на границе с Казахстаном, это сертификация, это максимально допустимый вес перевозимого груза (не более 20 тонн) и т.д. Никто не испытывает проблем в погрузке картофеля.

- В чем главная ошибка таких предложений?

- Основная проблема всех проектов - недоказанная и необоснованная рентабельность проекта, что для инвестора означает убыточный и непривлекательный проект. НИСИ не отвечает на вопросы, зачем эти проекты нужны Кыргызстану и можем ли мы реализовать их при условии, что есть инвестор, и способны ли рынки Кыргызстана и его соседей обеспечить рентабельность проекта.

Например, тот же «Тамчы» при реальном спросе на отдых на берегу Иссык-Куля - убыточный. В проекте не заложены расходы по введению в эксплуатацию аэропорта, сумма необходимых оборотных средств, которые могут быть колоссальными, оценка необходимых человеческих ресурсов. Нет оценки спроса на данный вид услуг. То же самое можно сказать по каждому из представленных проектов.

Когда инвестор смотрит на такие презентации, в которых нет обоснований необходимости проекта и оценки конечной прибыли, он понимает, что все это, мягко говоря, несерьезно. У инвестора может сложиться негативное мнение о компетентности тех, кто готовит такие проекты.

- Зачем правительству нужно было такое шоу с проектами?

- Так или иначе, проекты нужны государству. И правительство должно представлять их. Для корректного ТЭО нужны десятки, сотни тысяч долларов. ТЭО включает в себя все аспекты, смотреть надо на 360 градусов по горизонтали и вертикали. Вряд ли какое-то министерство может сделать ТЭО. Единственным, кто собирал специалистов с соответствующим зарубежным образованием и опытом, был НИСИ: тогда Чингиз Шамшиев старался сдвинуть ситуацию с мертвой точки и внедрял западные стандарты работы. Но видя презентацию, сделанную нынешним НИСИ, думаю, институту надо пересмотреть подходы к оценке, анализу и, собственно, к презентации подобных проектов. Инвестору все равно, куда вкладываться - в хлопок, в масло или пансионат. Главное, что он должен получить в итоге прибыль. Нужно понять разницу между проектами, которые презентуются международным фондам (и они могут быть социальными), и проектами для частных инвесторов (которые должны быть коммерческими). На мой взгляд, презентовать 10 проектов, которые друг с другом не связаны - по сельскому хозяйству, горной добыче, электростанциям, аэропорту - немножко неправильно. Смешали социальные и бизнес-проекты.

- С чего, на ваш взгляд, должно начать правительство, если оно желает привлечь инвесторов?

- С анализа секторов экономики для выделения приоритетных и конкурентоспособных. Это задача не одного НИСИ, а каждого министерства. Мы, по большому счету, не знаем, каковы наши потребности и возможности. Необходим развернутый отраслевой анализ: что имеем, что с чем связано, испытываем ли потребность мы и соседи. Меня не удивляет, что никто никуда не хочет вкладываться. Во-первых, невозможно за месяц сделать один бизнес-проект. Мы над Тамчы пять месяцев работали, чтобы понять его экономическую нецелесообразность.

- А как вообще должны готовиться и обсчитываться проекты?

- Есть множество литературы, где подробно описана подготовка бизнес-проектов. И самое главное, это работа в команде, в нашем случае работа НИСИ, профильного министерства и, конечно же, бизнесменов (имею в виду, тех, кто реально работает в сегменте, по которому готовится проект). И вообще, я считаю, что лучше потратить на 5 минут больше на презентацию, но раскрыть все основные показатели финансовой модели и обосновать привлекательность проекта, а не просто так сказать, что проект окупаем за некое количество лет.

- Ну а что делать с теми проектами, с которыми наши власти носятся, как с писаной торбой, уже столько времени?

- Эти проекты уже куда только ни возили, кому только не предлагали - и инвесторам из Турции, Германии, Катара. Реакции ноль. Значит, пора задуматься, что эти проекты действительно никому не нужны.

На сегодня НИСИ представляет крупные проекты, не учитывая потребности рынка и риски, связанные с ведением бизнеса, что для инвестора очень важно.

Наш рынок небольших размеров, и, по моему мнению, необходимо представлять проекты соответствующие размеру рынка. Лучше привлечь 10 маленьких инвесторов, чем ни одного крупного.

Бизнес