06:37
USD 86.80
EUR 91.22
RUB 0.82
Экономика

Курманбек Дыйканбаев: Развитие местного самоуправления в Кыргызстане возможно только при наличии двухуровневого бюджета

Реформа по переходу на двухуровневый бюджет, начавшаяся с приходом кабинета министров Омурбека Бабанова, рискует закончиться с его уходом. Новый глава правительства не стал перенимать инициативы предшественника. Одним из первых подвергся критике двухуровневый бюджет. По мнению премьер-министра Жанторо Сатыбалдиева, он способствует расхищению средств на местном уровне.

Открытый вопрос

Вопрос с уровнями бюджета остается открытым. «Пока окончательной позиции нет, идут консультации с премьер-министром», - неопределенно прокомментировала министр финансов Ольга Лаврова.

Меж тем, поясняют эксперты, в Кыргызстане вообще нет понятия уровней бюджета. Конституция определяет, что в систему органов власти входят государственные органы и органы МСУ. Их функции и полномочия четко разграничены, а для выполнения Конституция определяет два вида бюджета: республиканский и местный. Каждый из них имеет собственные источники доходов.

«Анализ исполнения бюджетной реформы показал, что двухуровневая система отвечает всем требованиям, которые определяют принципы местного самоуправления, - считает депутат Жогорку Кенеша Курманбек Дыйканбаев. - Это участие местного сообщества в процессах принятия решений, самостоятельность ОМСУ, наличие собственных финансовых ресурсов для решения дел местного значения и партнерские взаимоотношения ОМСУ с госорганами».

Он отмечает, что попытки удовлетворить амбиции чиновников регионального уровня, предпринимаемые в последние годы, привели к искажению сути реформы. Это в большей степени отразилось в изменении системы межбюджетных отношений.

Хорошо забытое старое

У Кыргызстана уже был опыт работы двухуровневого бюджета. Он применялся в 2007-2008 годах. Тогда были значительные успехи. Доходы местных бюджетов в 2006-м составляли 894 миллиона сомов, а с внедрением двухуровневого бюджета в 2007-м достигли 1,1 миллиарда сомов. Количество дотационных айылных аймаков сразу снизилось на 19. Риски обрушения всей финансовой системы Кыргызстана не оправдались.

«Результаты 2007 года показали, что реформа движется в правильном направлении, и при максимальном использовании потенциала предложенной модели есть перспективы не только в бюджетной сфере, но и в развитии всего местного самоуправления», - продолжает Курманбек Дыйканбаев.

Он пояснил, что с переходом на двухуровневый бюджет в 2007 году определена собственная доходная база местных бюджетов, областные и районные уровни выведены из бюджетной системы, а взаимоотношения между Минфином и ОМСУ выстраивались без посредников.

«При двухуровневом бюджете запрещается изъятие средств местного бюджета, - говорит он. - Исключается субъективный фактор в распределении выравнивающих грантов, расчет которых производится для каждого ОМСУ на основе его доходов».

Инициатива наказуема

Совершенствование бюджетной политики на местном уровне, и, соответственно, усиление самостоятельности органов МСУ, ограничило административное влияние на них со стороны районных и областных государственных администраций. Под давлением глав государственных администраций, а также «восстановления» подконтрольности ОМСУ правительство опять изменило систему межбюджетных отношений. Это выразилось в снижении доли расщепления налога с продаж со 100 до 25 процентов, в денежном выражении потери только сельских муниципалитетов составили почти 400 миллионов сомов.

Кроме того, восстанавливается районный бюджет, в состав которого вводятся доли расщепления наиболее весомых налогов: с продаж и подоходный. При этом темпы роста районного бюджета в разы опережают темпы роста бюджета ОМСУ.

«Такой стремительный рост районных бюджетов привел к тому, что к 2012 году объем 40 районных бюджетов достиг 652 миллионов сомов, или 32 процентов от всего объема местных бюджетов 363 айылных аймаков, который составил 1,41 миллиарда сомов», - поясняет Курманбек Дыйканбаев.

По его словам, такое «перетекание» бюджетных средств в распоряжение районных администраций в значительной степени повлияло на утерю органами МСУ права самостоятельного управления собственной территорией.

Одновременно с урезанием доходных источников в тот же период в значительной степени выросли расходные обязательства ОМСУ. Это произошло за счет увеличения зарплаты работникам социальной сферы, муниципальным служащим, роста тарифов на коммунальные услуги. Апогеем неоправданного роста расходных обязательств стал переход системы школьного образования на подушевой принцип финансирования.

«В рамках новой системы финансирования часть расходов на образование, в том числе и заработной платы учителям, должно финансироваться из местного бюджета», - говорит депутат.

Он уверен, что проблему исполнения бюджетных реформ на местном уровне необходимо рассматривать в комплексе, анализируя ситуацию как в части формирования и исполнения доходной части местного бюджета, так и в части обеспечения расходных обязательств. Непонимание и умалчивание проблем приводит к искаженному пониманию формата двухуровневого бюджета и ведет к постановке неправильных задач по их улучшению и в самом худшем случае - к сворачиванию реформ.

«В проекте республиканского бюджета на 2013 год прежним правительством закладывались показатели, которые должны были бы способствовать возращению на путь реформ, начатых в 2007-м, поэтому очень важно обеспечить преемственность в решении вопросов по обеспечению эффективного бюджетного процесса на местном уровне», - заключил народный избранник.

Бизнес