На суд общественности представлен второй пакет законопроектов по горнорудной отрасли. В него входят документы о концессиях, горной концессии, соглашение о разделе продукции и поправки в Налоговый кодекс. Самым важным участники общественных слушаний считают законопроект о концессиях. Во многих странах это основная модель государственно-частного партнерства. Для Кыргызстана же - пока новая форма правоотношений.
Исправились
Хотя закон о концессии существует в республике 20 лет, за все годы он так и не получил широкого применения.
Отмечено всего два факта: разработка месторождения «Кумтор» и Калининская ГЭС. Судьба последнего соглашения неизвестна.
Справка ИА «24.kg»: Концессия - особая договорная форма предоставления частному лицу права на хозяйственное использование государственного или муниципального имущества. При этом частное лицо отчисляет государству или муниципалитету концессионную плату, устанавливаемую договором и определяемую на основании ожидаемых результатов хозяйственного использования имущества.
Эксперты Центральноазиатского института свободного рынка объясняют провал существующего концессионного законодательства его несовершенством. В нем не определена сфера применения концессий, порядок, правила и критерии отбора концессионеров, нет общих положений о тарифах и тарифном регулировании, ничего не сказано о господдержке и финансовых гарантиях концессий, процессе выбора международного арбитража.
В нынешнем законопроекте эти недочеты учтены, и члены правительства возлагают на него немалые надежды. По задумке, с его принятием инвестиционная привлекательность Кыргызстана резко возрастет, бизнесмены расхватают месторождения и убитые объекты инфраструктуры, нуждающиеся в денежных вливаниях, и в бюджет потекут долгожданные денежные потоки.
«Мы можем строить железные дороги, ГЭС, системы муниципальной инфраструктуры и другие важные объекты, что заметно снизит давление на государственный бюджет, - сказал министр экономики Темир Сариев. - Переориентация значительной части финансовых рисков и расходов на частный сектор дает существенную экономию бюджетных средств».
Буква закона
Объектами концессии могут стать не только месторождения полезных ископаемых, но и автомобильные и железные дороги, трубопроводы, аэродромы и инженерная инфраструктура аэропортов, гидротехнические сооружения, системы муниципальной инфраструктуры, транспорт и объекты соцкультбыта, прочее имущество, которое находится в собственности государства и муниципалитета. Договор концессии заключается по итогам конкурса или прямых переговоров с инвестором.
Концессионер, получая объект, вкладывает в него свои средства, реконструирует или строит заново. При этом объект остается в собственности государства, а собственником продукции и доходов от объекта концессии является концессионер. Он платит государству концессионную плату в твердой сумме, установленной доли продукции или доходов.
Концессионный платеж включает ренту, долю государства за счет собственных инвестиций, плату за переданные в пользование концессионера ноу-хау и технологии, налоговые и таможенные платежи, при необходимости - платежи за загрязнение экологии и оплату расходов по оценке объекта концессии.
Интересными для инвестора станут пункты закона, в которых прописано, что государство не вправе вмешиваться в экономическую и хозяйственную деятельность концессионера и переписывать договор из-за изменения законодательства. Правда, исключение из этого правила составляют нормы, регулирующие защиту окружающей среды, охрану природных ресурсов, труда, здоровья и нравственности населения. А уж под эти критерии можно подвести, пожалуй, любой закон.
Законодательно определена невозможность экспроприации, национализации и реквизиции инвестиций концессионера. Но и здесь есть оговорка: кроме случаев, когда экспроприация осуществляется в общественных интересах с соблюдением надлежащего законного порядка и выплатой возмещения ущерба.
После завершения действия концессии объект переходит государству, если иное не предусмотрено договором.
Поспешишь - инвесторов насмешишь
Для Кыргызстана наибольшую значимость имеет закон о горной концессии. Сейчас основанием для предоставления прав пользования недрами служат лицензии и государственная регистрация. В законе о недрах прописывается концессионный договор и соглашение о разделе продукции, однако эти варианты только предстоит доработать и принять.
О том, что в этом вопросе торопиться не стоит, говорит исполнительный директор Международного делового совета Актилек Тунгатаров. «Самая большая наша проблема - частые изменения законодательства, - считает он. - Эти законы нужны Кыргызстану, другой вопрос - нужны ли они в такой редакции? В Кыргызстане только один случай использования концессионного договора, но его нельзя считать показателем, поэтому мы не можем сказать, как нововведения отразятся на отрасли».
По его словам, для предприятий, работающих на месторождениях, достаточно и закона о недрах, подготовленного в первом пакете законов, реформирующих горнорудную отрасль. Сейчас он ждет подписи президента.
Горный инженер Ассоциации горнопромышленников Кыргызстана Ганы Асаналиев также считает законопроект недоработанным. «Нам нужна принципиальная позиция по некоторым вопросам. К примеру, имеет ли право концессионер передавать в залог объект концессии или отчуждать его? В России не имеет, а мы даем такую возможность, - говорит он. - Но если законодательство направлено на привлечение крупных инвесторов, то они должны приходить со своими деньгами, а мы опять даем лазейку для всяких проходимцев, чтобы они взяли объект, заложили его и получили ресурсы».
По его мнению, инвестор должен знать заранее, что он не может получить кредит под объект концессии.
Первоначально второй пакет законов в горнодобывающей отрасли планировалось представить на рассмотрение правительства к 31 августа. Однако после общественных слушаний и высказанных замечаний министр экономики и антимонопольной политики Темир Сариев сказал, что инициирует продление работы по совершенствованию законодательства.