В Кыргызстане полным ходом идет проект по укреплению социального партнерства в профессиональном образовании. Он предполагает разработку новых профессиональных стандартов для подготовки кадров туристической отрасли и должен повысить доверие работодателей к дипломам и сертификатам студентов. Что получит страна в сфере профессионального образования, когда все задуманное выполнят, ИА «24.kg» рассказала координатор проекта отраслевой квалификационной системы в туризме, представитель Совета по продвижению и развитию туризма Гульмира Карымшакова.
- Что представляют собой новые профессиональные стандарты, кто их составил?
- Это квалификационные требования к специалистам в конкретной отрасли, с самого низкого до самого высокого уровня. Занимались их разработкой Ассоциация «Союз образовательных учреждений», ассоциации туроператоров и 12 образовательных организаций. Мы разработали профессиональные стандарты в сфере туризма, которые включают 8 уровней: начиная от курьера и до президента корпорации или министра. Новый профессиональный стандарт показывает реальные квалификационные качества специалиста, его умения, знания и компетенцию. Сегодня никто не проверяет компетентность министров. Может оказаться так, что некоторые из них не будут соответствовать даже третьему уровню. Но разработанные профессиональные стандарты не привязаны к образованию. В нынешних условиях диплом, какой бы он ни был, существенной роли не играет. У нас сегодня 55 вузов, выпускники которых ежегодно пополняют ряды безработных или работают не по специальности. И все потому, что уровень подготовки в вузах не отвечает требованиям рынка труда. Новый профессиональный стандарт позволяет бизнесу формировать требования к специалистам.
- Чем новые профстандарты отличаются от существующих?
- В Кыргызстане есть общереспубликанский классификатор профессий и должностей 1998 года и перечень специальностей высшего и среднего образования, к которым прикладываются так называемые профессиональные образовательные стандарты. На самом деле они не оценивают квалификацию и не предусматривают мониторинг, а просто указывают пройденные студентом предметы и часы. Это не может называться профессиональным образовательным стандартом.
Мы изложили требования к компетенции специалиста, его умениям и знаниям. После ознакомления с документом любому станет ясно, какой уровень квалификации он имеет на данный момент, какова его профессиональная ответственность, на какие позицию и заработную плату он может претендовать, какие дополнительные знания и умения необходимы. В целом документ позволит снять профессиональные претензии у работников и работодателей.
- А как обстоят дела со специалистами по туризму, что-то изменилось со времени открытия Академии туризма?
- Отрасль испытывает острый дефицит специалистов разного уровня: горных гидов, экскурсоводов, портеров (носильщиков), поваров полевой кухни, хороших менеджеров среднего звена. Особенно проблема ощущается в компаниях, которые работают в регионах и вынуждены нанимать необученных местных ребят. Но специфика туризма такова, что средством производства здесь являются природные и культурные ресурсы, а основным движущим элементом - клиент. И ответственность у тех, кто работает с туристами, огромная. К примеру, для носильщика или гида помимо знаний функциональных обязанностей важно знать основы безопасности жизнедеятельности человека, оказания первой помощи и прочее.
Желающих работать с туристами много, особенно в регионах. Поэтому мы разработали краткосрочные программы обучения. К примеру, для носильщика оно рассчитано на 2,5 месяца. Пройдя обучение в ближайшем образовательном учреждении, человек получит сертификат и сможет работать. Внедрение профессиональных стандартов позволит существенно сэкономить время и ресурсы.
- Каким образом их собираются внедрять?
- Нужно постановление правительства. В сентябре проведем апробацию профстандартов по четырем профессиям в сфере туризма, а всего их 35. Мы попросили Минсоцразвития определить шесть профессиональных лицеев в Чуйской, Иссык-Кульской, Ошской и Джалал-Абадской областях, в которых проведем эксперименты по внедрению этих стандартов. После апробации будет разработан и представлен в правительство соответствующий нормативный документ.
- Одной из задач проекта является строительство кемпингов. Чем они могут помочь?
- Строительство кемпингов на самом деле не подразумевает строительство как таковое. Просто на структуру профессиональных стандартов, которая разработана в туризме, мы переложили требования к строителям по возведению кемпингов. Образец профстандартов в туризме получился настолько простым и легким в применении, что на него может лечь любая отрасль, даже МВД. Разрабатывая профстандарт по строительству кемпингов и других туристических объектов, мы тесно сотрудничаем с Союзом строителей. Оказалось, многие не знают, что такое кемпинг, из каких материалов он строится и для чего, а нашему туризму нужны кемпинги.
- Что еще сделано для реализации вашей идеи и когда работу можно будет считать завершенной?
- Разработаны первые варианты обучающих модулей для носильщика, повара полевой кухни, горного гида и гида-экскурсовода. В сентябре они пройдут апробацию в профлицеях и высших учебных заведениях. К январю 2013 года подготовим тесты для оценки квалификации студентов. Мы оценим их по результатам семестра. В процессе обучения, оценки, мониторинга и сертификации будут участвовать представители ассоциаций туроператоров. По результатам они отберут в компании необходимых специалистов.
Проект отраслевой квалификационной системы в туризме завершится в мае-июне 2013 года. Его итогом станут профессиональный стандарт и отраслевая рамка квалификации туризма (экотуризм), профессиональный образовательный стандарт данной отрасли, система независимой оценки квалификации в сфере туризма и система независимой сертификации в этой сфере.