Власти декларируют, что в 2012 году социальные расходы сильно возрастут. В общей сложности на сектор заложено 45,15 миллиарда сомов, или 14,3 процента ВВП. При этом 9,8 миллиарда сомов запланировано на здравоохранение, 17,94 - на образование, на культуру подкинули смешные 1,4 миллиарда сомов, а самую большую сумму - 16,57 миллиарда сомов - отдали социальной защите. И вроде бы теперь обездоленных и обиженных должно стать меньше. Но, разбивая общую обезличенную массу на отдельные составляющие, становится понятно: хватит не всем. И первыми «под раздачу» попадают те, кто и так еле сводит концы с концами - инвалиды и семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
Стратегия, декларация, профанация...
«Впервые в истории независимого Кыргызстана разработана и принята стратегия социальной защиты, - говорит глава ОФ «Лига защитников прав ребенка» Назгуль Турдубекова. - Эксперты исходили из нужд и потребностей каждой социально-уязвимой группы населения, но ни одно предложение из нее не вошло в проект бюджета».
Увы, в очередной раз, заявив о принятии стратегического документа, правительство не подкрепило его финансовыми средствами. Деньги ушли, страждущих много.
«Неэффективная социальная защита - источник многих негативных социальных явлений, ведь в 88 процентах кражи, грабежи и разбойные нападения совершают подростки из малообеспеченных семей»,- продолжает Назгуль Турдубекова.
Брошенные на произвол, такие семьи выживают, как могут. Для многих единственный выход - отдать ребенка в интернат, зная, что хоть там он не умрет от голода и будет худо-бедно одет. «У 95 процентов воспитанников интернатов есть родители, - приводит страшную статистику правозащитница. - На содержание одного ребенка в интернате государство в месяц выделяет от 4 до 11 тысяч сомов». Несмотря на это, денег не хватает почти ни на что, ведь львиная доля идет на оплату коммунальных услуг и зарплату персонала. В итоге всем чиновникам известно, в каких условиях находятся дети, но перенаправить денежные потоки на семью - это увольте.
Получай эти деньги сами родители, кто бы из них отдал свое чадо в казенный дом, где есть реальная опасность физического и морального насилия? А какой простор для махинаций, какая коррупция будет ликвидирована! Вот это и пугает отдельных чиновников и руководителей детских домов, радеющих за подушевое финансирование.
Экономить не согласны
На 2012 год в бюджете заложено 127,6 миллиона сомов на повышение норм питания и ремонт домов-интернатов, детских домов. Все прекрасно знают, как можно «распределять» эти деньги, и в большинстве случаев так и произойдет.
«Мы готовы помочь правительству в развитии альтернативных форм работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с одинокими пенсионерами и инвалидами, - говорит глава «Лиги защитников прав ребенка». - Давайте совместно разработаем стандарты данных социальных услуг и механизмы их финансирования, но для этого нужны дополнительные средства. Мы просим выделить 7 миллионов сомов, которые позволят сэкономить 127,6 миллиона сомов».
Общественники предлагают создать 7 пилотных центров, оказывающих социальные услуги уязвимым категориям граждан, на финансирование каждого из которых уйдет всего по миллиону сомов. Нужно два центра дневного пребывания для пожилых и взрослых людей с ограниченными возможностями, а также по два центра для детей-инвалидов, для детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая проблемы насилия в отношении детей. Кроме того, необходимо оборудовать один центр для бездомных.
Все хорошо, только сомнительно, что чиновники это одобрят - миллионы, текущие непонятно как и куда, слишком застят глаза...
За гранью
Финансирование расходов на социальное обеспечение традиционно идет по остаточному принципу. К примеру, на пособия малообеспеченным семьям с детьми идет от 0,4 до 0,6 процента ВВП. Для сравнения: в международной практике на поддержку малообеспеченных семей направляется до 2 процентов ВВП.
«Нужно предусмотреть в 2012 году 320,2 миллиона сомов для пособий детям из малообеспеченных семей, уже обещанных правительством, и повысить гарантированный минимальный доход до 580 сомов, - говорит Назгуль Турдубекова. - Это означает, что средний размер пособий вырастет на 500 сомов в месяц».
Прожиточный минимум на ребенка сейчас составляет 4 тысячи 345 сомов, а черта крайней бедности - 1 тысяча 270 сомов. Люди рады и пяти сотням в месяц. Не хочется повторять набившую оскомину фразу «Пусть депутаты на такие деньги проживут!», но иначе как издевательством это назвать нельзя.
В Кыргызстане 20 тысяч детей-инвалидов. Это значит, что 20 тысяч матерей не бросили их в роддомах и интернатах, а взвалили на себя груз проблем и ответственности. Отцов в большинстве таких семей нет, и рассчитывать на что-то, кроме детского пособия, не приходится. Но они не выходят на митинги и не устраивают пресс-конференций, а тихо несут свой крест, отдавая детям все, что могут, и не рассчитывая получить от них что-то взамен. А государство предпочло их забыть, вычеркнуть и выкинуть из общества, бросив, как насмешку, жалкое копеечное пособие.
«Мы требуем, чтобы труд матерей, ухаживающих за детьми с ограниченными возможностями здоровья, признали общественно значимым и отразили в бюджете, - продолжает Назгуль Турдубекова. - Им нужно платить зарплату, а не социальное пособие, заложить механизмы пенсионного и медицинского страхования. На это потребуется 480 миллионов 720 тысяч сомов в год, если предусмотреть зарплату в 2 тысячи сомов. Ведь нашли же власти в бюджете 262,3 миллиона сомов на выплаты пособий пострадавшим в апрельских и июньских событиях?».
Забыть и не видеть
С 2009 года детям с ограниченными возможностями здоровья стали поднимать размеры социальных пособий, и на сегодня выплата составляет 3 тысячи сомов. Однако, когда ребенку исполняется 18 лет, он переходит на пособие в зависимости от группы инвалидности и получает от 1 до 2 тысяч сомов.
Если дополнительно изыскать 189,7 миллиона сомов, это позволило бы нарастить социальные пособия инвалидам с детства третьей группы - до 2000 сомов, инвалидам второй группы - до 2,5 тысячи сомов, а инвалидам первой группы - до 3 тысяч сомов.
Закон сохранения материи, который гласит, если в одном месте что-то прибыло, то в другом - ровно столько и убыло, как нельзя лучше описывает бюджетные процессы. Применительно к проблеме инвалидов это означает, что повысить их уровень жизни можно, только подняв налоги работающим. В обществе, где отношение к инвалидам и так, мягко говоря, пренебрежительное, такой шаг вызовет гнев. Поэтому в развитых странах людей с ограниченными возможностями не выбрасывают на задворки жизни. Их интегрируют в общество, делая полноценными гражданами страны, которые приносят пользу обществу и сами платят налоги. У нас же государство не хочет сделать ничего для занятости и интеграции в общество этих людей и не может нести такое бремя, а поэтому просто их не замечает. Так проще: нет человека - нет проблемы. Живите, как хотите...