Финансисты подсчитали, что от национализации в бюджет 2012 года должно поступить 1,5 миллиарда сомов. По итогам 2011 года от продажи национализированных объектов государство получило 212 миллионов 971 тысячу 497 сомов. В эту сумму входит стоимость пяти лотов и комиссионные сборы к ним.
«Говорили, что мы не продадим ни одного объекта, но мы реализовали пять, - говорит глава Фонда национализированного имущества Назира Усеналиева. - На этот год в плане продажи самолет Як-40, госдоли акций в ОсОО «Каприз», ОсОО «СК «Ресурс» и ОсОО «Континент принт», шесть земельных участков и более ста строений. Мы провели анализ оставшихся в собственности государства объектов и сейчас объявляем тендер на закупку оценочных услуг».
Тем не менее Кыргызстан продолжают сотрясать скандалы, связанные с национализированным и реализуемым имуществом. Министерство госимущества, преобразованное ныне в фонд, провело 13 аукционов. Первый состоялся 30 сентября 2011 года. С него ушел коттедж, расположенный в Центре отдыха «Каприз». Новым хозяином стал Д.Супатаев, заплативший (с учетом комиссионных сборов) 11,7 миллиона сомов. Тогда же А.Текебаеву за 2,487 миллиона сомов продана яхта Bavaria-38 Cruiser. Стартовая стоимость, правда, была несколько выше - 3,1 миллиона.
Но в целом первый блин не вышел комом. Воодушевившись успехом, министерство реализовало еще два лота: по 35 процентов акций ЗАО «Дитис» и ЗАО «Азия Агроресурс». Купила оба ОсОО Dellasco Company. При стартовой стоимости 3,634 миллиона и 7,62 миллиона сомов первый пакет ушел за 17,202 миллиона, а второй - за 10,615 миллиона сомов.
Буду - не буду, хочу - не хочу
Как сказала Назира Усеналиева, никто претензий по этим лотам не предъявлял, вопросов не возникало и после аукциона. И вроде ничего не предвещало беды. Но последующий аукцион по продаже 100-процентного пакета акций ОсОО «Петрол групп» даже спустя четыре месяца не дает забыть о себе скандалами и интригами.
«По этому объекту было два аукциона, - рассказывает Мавлян Аскарбеков. Он был членом комиссии но национализации от молодежной организации. - На первом аукционе, который состоялся 17 октября 2011 года, участники подняли цену до 1,5 миллиарда сомов, но затем ни первый, ни второй заявитель не купили объект, это фарс!».
Напомним, ОсОО «БНК», которое изъявило желание купить акции за 1,555 миллиарда сомов, затем отказалось от покупки, и победителем аукциона признали ОсОО «Бишкек ойл». Оно предлагало за «Петрол групп» 1,55 миллиарда, но после также отказалась покупать. Тем не менее компания посчитала свои права нарушенными и подала на Мингосимущества в суд, требуя вернуть взнос в 12 миллионов сомов. Директор ОсОО «Бишкек ойл» Айбек Монолов уверен: аукцион прошел с многочисленными нарушениями.
«Я не понимаю их, - говорит Назира Усеналиева. - Компания участвует, поднимает цену, а потом отказывается от победы, да еще и судится. Это безответственное поведение. Не знаю, что ими двигало, ведь 12 миллионов - немаленькая сумма, а участники подписывали документы о том, что в случае отказа гарантийный взнос не возвращается».
Сейчас дело ОсОО «Бишкек ойл» рассматривается в суде. Первая инстанция обязала Фонд госимущества вернуть компании деньги, но чиновники не согласны и будут обжаловать решение. «Все видели аукцион, и сейчас заявлять, что он прошел с нарушением, но при этом требовать у суда всего лишь вернуть свои деньги, не совсем честно», - уверена Назира Усеналиева.
В интересном положении
Член комиссии по проведению торгов Токтайым Уметалиева считает, что во время первого аукциона компании «Бишкек ойл» и ОсОО «БНК» были в сговоре и искусственно поднимали стоимость ОсОО «Петрол групп». Такое заявление она сделала на заседании парламентского комитета по обороне и безопасности.
Повторный аукцион проходил 7 декабря 2011 года с тремя участниками. «ОсОО «СRМ» - пустая компания, которая ничем не занимается, - рассказывает Мавлян Аскарбеков. - По всем налоговым и социальным отчислениям они показывают нули. По подоходному налогу даже ушли в минус: -34 сома».
Остальные участники - ОсОО «ШНОС» и частное лицо, некто Кайрат Курбанов, который в итоге купил ОсОО «Петрол групп» в 11 раз дешевле первоначальной цены (за 137 миллионов сомов). Остается догадываться, кто за ним стоит и почему заместитель гендиректора ЗАО «БНК» под видом частного лица оказался счастливым обладателем девяти АЗС в Бишкеке и пяти земельных участков, готовых для строительства заправочных станций со сроком аренды на 5 лет.
«Разбор полетов» перенесли в кабинеты депутатов. Токон Мамытов поднял на заседании комитета вопрос о том, почему в протоколах аукционов фамилии членов комиссии разные.
«Межведомственная комиссия рассматривала заявки и принимала решение о допуске 17 октября в 10.00, а сам аукцион состоялся в 15.00 того же дня, и поскольку он занимает много эфирного времени, его разделили на две части. Некоторые члены комиссии, участвовавшие в первом заседании, не участвовали во втором», - поясняет Назира Усеналиева наличие двух протоколов и различий в них.
При этом никто не задается вопросами, имело ли вообще государство право продавать объект, национализированный декретом временного правительства, и почему «Петрол групп» приобрело физическое лицо, легальность средств которого не проверена. Да и вообще непонятно, есть ли у него лицензия на ведение этой деятельности.
Внесли ясность
О том, с какими трудностями сталкивались члены комиссии, рассказала Токтайым Уметалиева. «Мы просили финполицию и финразведку проверить прозрачность средств участников аукциона, но они этого не сделали, поскольку это не в их компетенции», - сказала она.
«Мы наконец-то начали применять положение об аукционе, и в процессе выявляются его недостатки и пробелы, - признает Назира Усеналиева. - Действующее положение требует максимально простой пакет документов. Фактически мы ничего не имеем права требовать - гарантийный взнос, и все!».
Фондом разработан новый проект положения, который прописывает, что продавец вправе устанавливать дополнительные требования к покупателю. В частности, потребовать финансовую отчетность, устав. Размер гарантийного взноса определен в рамках 10-50 процентов, оговорены процедуры посещения и осмотра продаваемых объектов и передачи права победителя. «Если первый покупатель отказывается, мы обязаны предложить второму, но ранее не указывалось, в течение какого времени, - поясняет Назира Усеналиева. - Сейчас указываем конкретный срок - 2 дня».
Вторая ошибка сапера
Другим не менее спорным объектом продажи стал Бишкекский ликеро-водочный завод (БЛВЗ). Он много раз переходил из рук в руки. Сначала его хозяином стал Адиль Тойгонбаев - зять бывшего президента Аскара Акаева. Он начал искусственно банкротить доходное предприятие но не успел. После революции 2005 года на БЛВЗ пришел внешний управляющий от Мингосимущества, который... продолжил распродавать остатки завода. В 2009 году не без помощи сына экс-президента Максима Бакиева всего за 5 миллионов сомов завод выкупил его друг Алексей Елисеев. Схемы разные, итог один: завод стоит, люди без работы, акции прибыли не приносят.
«Завод, расположенный в одном из самых экономически привлекательных районов города и занимающий более полугектара земли, не считая строений и оборудования, продали за треть цены - 63 миллиона сомов, хотя изначальная цена - 123-139 миллионов», - продолжает Мавлян Аскарбеков, который являлся заместителем председателя ОНС при расформированном ныне Госалкоагентстве.
Он раскрыл нехитрую схему, когда проводятся несколько фиктивных аукционов, на которых изначальная цена объекта постепенно снижается до смехотворной. Тогда и появляется покупатель и вполне законно становится его владельцем.
Она очень похожа на ту, по которой реализовывали завод. Всего прошло три аукциона. Первоначально 70,12 процента акций ОАО «БЛВЗ», на базе активов которого создано ОсОО «СЛВЗ», выставили за 133 миллиона сомов, однако аукцион не состоялся. Вторая попытка продать акции на 25 процентов дешевле - за 99,75 миллиона - тоже не прошла. И только после очередного понижения цены (опять на 25 процентов) их всего за 66,6 миллиона сомов купил Ж.Давлетбеков.
Как поговаривают акционеры, он является подставным лицом, а настоящий владелец завода - якобы лидер парламентской фракции СДПК Чыныбай Турсунбеков.
Кем бы он ни был, этот новый владелец, никаких дальнейших планов относительно завода не озвучено. Получается, каждый аукцион будет вызывать сомнения?