03:18
USD 87.45
EUR 100.76
RUB 1.08
Экономика

Что ждать от программы правительства Кыргызстана «100 дней»?

Программы реформирования появляются в Кыргызстане с завидным постоянством. Но ни одна из них еще не реализована в полной мере. Новый кабинет министров разработал очередной проект реформирования «100 дней». ИА «24.kg» обратилось к респондентам с вопросом: как они оценивают новую программу и что ожидают от ближайших ста дней?

Сергей Пономарев, президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Кыргызстана:

- Реформа госуправления хороша по форме, но важно, как будет происходить принятие государственно-управленческих решений. Сейчас они принимаются так, будто рыночная экономика сама по себе, госорганы сами по себе, и они редко пересекаются. Качество принимаемых властями решений оставляет желать лучшего. Надо внести серьезные корректировки в содержание реформы, особенно в части развития экономики регионов. Революции будут продолжаться, пока люди в регионах не начнут работать. Бизнес с удовольствием помогал бы в трудоустройстве людей, если бы видел желание государства развивать регионы.

Развитие сельского хозяйства невозможно без развития логистических центров. Это дорогостоящие проекты, которые ни государство, ни бизнес самостоятельно не осилят, поэтому есть смысл обсуждать их в формате государственно-частного партнерства.

Еще есть пожелание, чтобы правительство повернулось лицом к крупному сектору экономики - торговле. Происходят внешние перемены в виде Таможенного союза, но мы пока не видели и не слышали, как намерено правительство помогать сектору.

Азамат Акелеев, глава ОНС при Министерстве финансов:

- А проводился ли функциональный анализ? Кто будет проводить кадровую реформу? Понятно, что будет сопротивление. У чиновников есть тенденция после сокращения увеличиваться. Возможно, необходим кардинальный метод, ведь министерства не могут эффективно себя сократить. Надо определиться, какие функции государство оставит у себя, какие возьмут на себя министерства, какие цели и задачи они должны решать и каких показателей достичь за 2-5 лет. Есть ли единый орган, который этим будет заниматься? За 1,5 года работы кадровая служба не показала положительных результатов.

Кроме того, многие расходы сократились бы при автоматизации программ. Начатая автоматизация казначейства приостановилась. Она начиналась и в других ведомствах, и совместимость этих программ остается под вопросом.

Азис Иса, директор Центральноазиатского института свободного рынка:

- В программе речь идет о массированном увеличении доходной части бюджета. Но насколько, вообще, это нужно? Увеличение бюджета означает уменьшение денежных средств в частном секторе, который априори более эффективен, чем госсектор. С 2001 года бюджет увеличился в 8 раз - с 11 до 80 миллиардов, но улучшилось ли настолько же качество госуслуг? Поэтому увеличение бюджета не должно становиться самоцелью, целью должны быть увеличение объемов экономики и повышение качества госуслуг.

Кемал Измайлов, независимый эксперт:

- Блок по сельскому хозяйству - простое перераспределение ресурсов. Реформа в данной сфере заключается в создании рынка земли и привлечении эффективных собственников. До тех пор, пока этого не будет, никакие реформы в сельском хозяйстве не пойдут. Темпы роста в сельском хозяйстве меньше, чем в целом по экономике, так и будет продолжаться.

В энергетике проблема связана с постоянством поставки электроэнергии на север страны и замыканием внутренней энергосети, а то, что предлагается, - это не реформа. Думаю, реформа в энергетике связана с определением права собственности, тарифной политикой со снижением потерь и задолженности. А это связано с реформой госуправления.

Михаил Халитов, председатель Совета по туризму:

- В программе нет вопросов, зависших еще с предыдущих программ. С визами творится бардак - правительство вынесло постановление, оно прошло согласование в девяти министерствах, проект закона утвержден и внесен в парламент. Но сегодня два министерства выступают против инициативы. Как это понимать? Может, правительство отказалось от этой инициативы?

Улук Кыдырбаев, исполнительный директор Бишкекского делового клуба:

- Зачастую бизнес игнорируют, принимая решения. Никто из инвесторов сюда не приедет, пока нет четких правил и непонятно, как строить взаимоотношения. Мы сегодня не можем обеспечить защиту прав частной собственности не то что иностранному, но даже внутреннему инвестору. Если мы сегодня не заложим основополагающие принципы развития бизнеса, не сможем и говорить с инвесторами. Кроме того, невозможно идти дальше без понятной и четкой экономической политики.

Также мне интересно, какая ответственность у правительства, если инициативы не будут реализованы за 100 дней?

Рима Апасова, вице-президент Торгово-промышленной палаты КР:

- Планка высокая дана, и думаю, что программа будет успешной, если эффективно сработают все органы, в том числе судебные и правоохранительные. Поэтому как сказал слепой: «Посмотрим»...

Чынгыз Макешов, член правления Союза предпринимателей Кыргызстана, директор Ассоциации ювелиров:

- Я скажу не как бизнесмен, а как гражданин Кыргызстана. За 20 лет независимости было такое количество программ и проектов, что граждане просто перестали верить им. Все зависит от того, насколько быстро мы увидим результат, хоть какой-то. Вот тогда появится доверие.

Нурбек Элебаев, председатель комитета Торгово-промышленной палаты КР по вопросам государственно-частного партнерства, фондового рынка и инвестиций:

- Пессимистично смотрю на программу. Слишком сильные изменения произошли сейчас в структуре госуправления. И первые пару месяцев министерства и ведомства потратят на то, чтобы разобраться, чем должны сейчас заниматься. Например, созданная Госинспекция по экологической и технической безопасности - это семь структур, собранных в одной. На Министерство экономики возложены четыре функции, которые были у других ведомств. Поэтому некоторый пессимизм есть.

Мы должны сейчас разобраться и скоординироваться. Есть среднесрочная стратегия развития, есть программа, которая принята правительством на 2012 год, теперь появилась еще одна. Надо определиться, какая из них приоритетная. Надо в программу «100 дней» взять самые главные вопросы, которые бы позволили экономике не просесть вниз, а получить дополнительные выгоды для дальнейшего развития.

Джаркым Джапарова, координатор по экономическим вопросам Ассоциации операторов связи:

- У нас пожелание о развитии телекоммуникационного рынка и инфраструктуры в регионах. Все попытки реформировать и улучшить жизнь в стране будут тщетны, если не будут развиты телекоммуникации. Регионы не поднимутся без информации, но ни в одной из программ мы не увидели дельных предложений по данной сфере. Мы готовы предложить для начала два проекта: мобильный банкинг, который позволил бы населению отдаленных регионов получать кредиты, и внедрение широкополосного доступа к Интернету. Южная часть страны в этом секторе очень плохо развита.

Максат Кобонбаев, независимый эксперт Всемирного банка:

- Всегда легче критиковать, чем делать что-то реальное. В нашей системе проводить реформы сложно, но у меня ощущение, что заявленное чересчур амбициозно. Мы хотим сделать все, но в итоге не получится ничего. Планы, которые изложили в программе, требуют огромных ресурсов. Не легче ли выбрать приоритетные: взять одно ведомство или сектор и добавить туда ресурсы, а потом показать реальные результаты. К примеру, решить все проблемы горнодобывающей отрасли. И тогда был бы виден результат.

Сейчас у нашей страны огромные заимствования, и мы пытаемся решить сотню проблем, но это невозможно, если только кто-нибудь не даст нам $10-15 миллиардов.

Бизнес