И.о. премьер-министра ответил на обвинения лидера фракции «Ата Мекен» о «серых схемах» в кыргызско-казахском инвестиционном фонде.
Напомним, ранее лидер фракции парламента «Ата Мекен» Омурбек Текебаев заявил, что подозревает Омурбека Бабанова в создании «серых схем» по расхищению государственных средств в кыргызско-казахском инвестиционном фонде, который создается кабмином КР совместно с Фондом «Самрук Казына». РК готова инвестировать в КР $100 миллионов. Омурбек Текебаев предположил, что в этом фонде будут задействованы схемы Максима Бакиева, когда средства будут собираться отовсюду и переводиться на непонятные зарубежные счета, так как фонд собираются зарегистрировать в Голландии. Глава фракции считает, что фонд должен быть создан в КР.
И.о. премьер-министра пояснил ситуацию в интервью ИА «24.kg». Как отметил Омурбек Бабанов, соглашение с казахской стороной о размещении фонда еще не подписано. «Лично я также ничего не подписывал, а дал поручение отработать это соглашение Минэкономрегулирования КР. Но это не снимает с меня ответственности. Вопрос заключается в другом. В проекте соглашения есть пункт, что между сторонами нет никаких обязательств по его исполнению», - сказал он.
Чиновник представил выдержку из соглашения о создании кыргызско-казахского совместного инвестиционного фонда, согласно которой стороны соглашаются, что «любая из сторон может в любое время в одностороннем порядке прекратить переговоры по созданию фонда путем подачи другой стороне простого письменного уведомления без любых обязательств или ответственности».
«Что касается регистрации фонда в Нидерландах, то это общепринятый мировой опыт, так как законодательство европейских стран защищает участников фонда. Изначально казахская сторона предложила открыть его в РК, так как они вкладывают основную часть денег - $100 миллионов, а мы всего $1 миллион. Но мы ответили, что не согласны на такие условия. Представители казахской стороны нам открыто сказали, что пока боятся открывать фонд в Кыргызстане, и поэтому мы сошлись на третьей стране. В этом нет ничего плохого. Эти инвестиции все равно поступят в нашу экономику. Этот фонд и идея Максима Бакиева, когда он деньги российского государства вывел из бюджета в Фонд развития и использовал их в личных целях, - небо и земля», - отметил он.
«Казахская сторона предложила Голландию для того, чтобы потом в КР не смогли что-то национализировать в фонде или изъять. В соглашении прописано, как я упоминал, что нет никаких обязательств. Открытие фонда в Нидерландах - это только наше намерение, и в будущем мы будем конкретно обсуждать этот момент, учитывая реакцию общественности. Мы будем вести переговоры о том, чтобы фонд был в КР открыт. С другой стороны, когда в нашу страну приходят инвестиции из-за рубежа, мы же не говорим инвесторам, мол, зарегистрируйтесь в КР, привезите свои деньги сюда, а потом отсюда вкладывайте, куда хотите. К примеру, в «Центерре» наши деньги находятся в Канаде, но мы же не говорим, что «Центерру» надо перенести в КР. Это же не логично. Если бы Голландия была оффшорной зоной, то тогда другое дело, но Голландия - это Европа. Для нас самое главное, чтобы мы могли привлечь на рынок достаточное количество средств», - подчеркнул Омурбек Бабанов.
По его словам, кабмин планирует создать подобные фонды со всеми странами-партнерами, чтобы «по максимуму поддержать инвестиционные проекты» и у граждан КР был выбор источников финансирования.
«Сейчас вокруг кыргызско-казахского фонда много слухов, но это прежде всего политическая борьба. Открытие этого фонда не то что нам нужно, а просто необходимо. Когда соседи готовы $100 миллионов привлечь на наш $1 миллион, мне кажется, что это суперэффективно», - заключил чиновник.