Омурбек Бабанов, в последние месяцы не раз примерявший на себя должность премьер-министра Кыргызстана, накануне дал пресс-конференцию по исполнению бюджета за 2011 год. Чиновник сделал заявление, которое многие, конечно, хотели услышать, но не сильно надеялись: в 2012-й страна вступит, полностью покрыв многомиллиардный дефицит, который достигал $460 миллионов. Многие эксперты и экономические аналитики обещание чиновника восприняли критически: очевидных источников покрытия дефицита они не наблюдают, ведь ранее запланированные правительством средства так и остались цифрами на бумаге.
И.о. премьер-министра Кыргызстана в интервью ИА «24.kg» рассказал, почему скептикам не надо волноваться о дефиците бюджета на 2011 год и почему, по его убеждению, в 2012-м правительство сработает еще эффективнее.
- Вы заявили, что Кыргызстан не только закончит 2011 год без дефицита бюджета, но будет иметь на счетах лишних 2 миллиарда сомов. Каким образом вы планируете это сделать?
- Хотел бы начать объяснения того, что такое вообще дефицит бюджета. Это очень важно, так как в понимании простых граждан дефицит - это тогда, когда нам неоткуда взять деньги. В бюджете есть доходы и расходы. Когда расходы превышают доходы - в нашем случае эта разница составляла 20 миллиардов сомов, это дефицит. Журналисты сейчас задаются вопросом: откуда же правительство возьмет столько денег? Когда планируется бюджет, то расписывается и то, каким образом и из каких источников будет покрыт его дефицит. Бюджет считается профицитным, если расходы покрыты за счет внутренних источников, то есть внутреннего производства и экспорта, когда мы получаем больше, чем мы расходуем. Если же покрытие наших расходов происходит за счет внешних заимствований, к примеру, средств МВФ или Всемирного банка, то бюджет считается дефицитным. Когда мы планировали проект бюджета на 2011 год, то мы четко расписывали, за счет чего покроем 20-миллиардный дефицит. К примеру, в первом проекте предполагалось, что дефицит покроется за счет приватизации «Кыргызтелекома». Потом, когда его приватизацию отменили, мы предложили продажу 49 процентов ЗАО «Альфа Телеком», а потом и средства из Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Мы понимали, что есть риски выпадения и что это нормально. Так и случилось с приватизацией и внешними заимствованиями.
Переговоры о $106,7 миллиона кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС шли с 2010 года, когда мы оформили заявку. К получению ссуды мы приблизились, выполнив условия по покрытию задолженности перед Россией, открытию в республике представительства Евразийского банка развития. Почему мы не получили кредит? Представители фонда сообщили, что мы не выполнили требований по каким-то финансовым параметрам, не представили своевременно данные. Нам рекомендовали доработать заявку. Второй причиной задержки является то, что Кыргызстан получил в 2011 году большой экономический рост: у нас ВВП за 10 месяцев вырос на 9 процентов и промышленность на 27 процентов. В фонде говорят, что если у республики такие хорошие показатели, то необходимо будет кое-что корректировать. При оформлении заявки в 2010-м в бюджете КР были заложены в основном социальные расходы компенсационного характера пострадавшим в известных событиях. В настоящее время они покрыты из государственного бюджета, поэтому необходимо пересмотреть заявку с ориентацией на более актуальные расходы.
- То есть сумма кредита будет уменьшена?
- Возможно. Эксперты фонда сказали, что, исходя из новых экономических показателей Кыргызстана, они должны еще раз проанализировать нашу заявку и откорректировать ее. Может быть, сумма останется прежней, а может, меньше. Во время работы в правительстве Алмазбек Атамбаев и я, курирующий экономику, поставили задачу перед Минфином - учитывать все риски по исполнению бюджета. Кредита мы не получили, не продан, к сожалению, и госпакет акций MegaCom, так что риски оправдались. Но нет худа без добра. Мы с июня накапливали на казначейском счету все дополнительные поступления. Мы осторожно относились к расходам, а перед Минфином поставили задачу сокращения дефицита бюджета.
В последнем уточненном проекте бюджета на 2011 год дефицит прогнозируется на сумму 17,2 миллиарда сомов, или на 3,6 миллиарда меньше, чем ранее. Их мы покрыли за счет сокращения численности чиновников (1,9 миллиарда сомов), экономии по облуживанию госдолга (270 миллионов), на проведении второго тура президентских выборов, который не состоялся (150 миллионов), капитализации «РСК-банка» (300 миллионов) и так далее.
Еще 7,6 миллиарда сомов покрыли за счет внутренних источников. К большому сожалению, Мингосимущества не очень эффективно сработало, и за счет приватизации мы получили всего лишь 200 миллионов сомов. Но дефицит покроют дополнительные поступления от таможни - 1,1 миллиарда, от налоговой - 220 миллионов, доходы от государственных ценных бумаг - 1,4 миллиарда. Кроме того, дополнительные доходы от возврата госдолга составят 500 миллионов сомов. К ним добавятся средства, которые мы накапливали на казначейском счету.
Еще 9,6 миллиарда сомов мы получим за счет программы внешних займов от МВФ, Всемирного банка, АБР. Тем самым дефицит бюджета полностью покроется. Что касается перехода остатков на 2012 год, то упомянутые мною 2 миллиарда сомов - не профицит бюджета, так как дефицит, как я упоминал вначале, мы покрыли не за счет внутренних источников, а за счет внешних займов в том числе. Я считаю, что в бюджете останется от 1,5 до 2 миллиардов сомов в зависимости от того, как будет закончен финансовый год.
- Будет ли изменен с учетом этого проект бюджета на 2012-й?
- В проекте бюджета на 2012 год, представленном в парламенте, заложен дефицит в 18 миллиардов сомов. Так как в Жогорку Кенеше скоро сформируют новую коалицию, которая утвердит новую структуру правительства, я считаю логичным, что в парламенте будет представлен новый проект бюджета на 2012-й. Мною уже давно дано поручение Минфину, исходя из тех рисков, что были в 2011 году, сократить расходную часть для того, чтобы уменьшить дефицит бюджета в 2012-м. Согласно новой структуре правительства, парламенту предложат и новый бюджет. Первый проект мы представили депутатам до 1 сентября.
- Откуда известно, какой будет новая структура правительства, ведь ее будет предлагать еще не избранный депутатами премьер-министр?
- Я считаю логичным, что она должна быть оптимальной и отвечать требованиям времени. Существующая структура - компромиссная. Мы все знаем, что после выборов в парламент в 2010 году у нас был первый опыт создания коалиции, было много митингов, идей и предложений. Мы сошлись на этой структуре. Новую структуру представят парламенту кандидаты в премьеры и один из них - я. Если поддержат меня, то я предложу программу, разработанную мной и экспертами с учетом платформ всех политических партий и всех кандидатов в президенты. У них есть очень хорошие предложения. Структура, которую я предложу, на стадии разработки. Если выберут другого премьера, то будет и другая структура.
- Как знать, может быть, новый премьер-министр, наоборот, захочет увеличить расходы бюджета или количество министерств и чиновников?
- Ну это, наверное, невозможно по одной простой причине: и депутаты, и чиновники понимают, что госаппарат надо сокращать, как и структуру кабмина. Вы же нигде не слышали, что надо ее увеличить.
- Означает ли новое правительство то, что будет изменен не только проект бюджета на 2012 год, но и принятая вашим кабмином среднесрочная программа развития до 2014-го?
- Эта среднесрочная программа развития впервые разработана с реальными проектами. В прошлом и при Акаеве, и Бакиеве разрабатывали не программы, а талмуды, где не было конкретных проектов. В нашей же программе указаны конкретные мероприятия и министерства, которые несут за них ответственность. Мы ее представили парламенту и общественности для обсуждения, в ходе которого высказаны и отрицательные, и положительные мнения. Новое правительство, конечно, должно разработать собственную экономическую программу, которая будет соответствовать нашему времени и учитывать нашу программу, потому что все реформы и вся работа проводились с учетом этого документа. Если каждый раз все начинать сначала, ничего не получится. Вы знаете, сколько законодательных инициатив под нее писалось, есть законы, которые уже приняты, и проекты, которые уже запущены и находятся на стадии реализации. Если все обнулять и вычеркивать, это неправильно.
- Вы имеете в виду 40 национальных проектов, к участию в которых вы приглашаете иностранных инвесторов?
- Людям важно понимать, что правительство знает, каким проектам надо отдать предпочтение и какие имеют наибольшее влияние на экономику, что кабмин четко видит картину. Да, можно все время поднимать зарплату и пенсии, но без дополнительного дохода и производства можно распродать все имущество и прийти к коллапсу. Мы должны видеть не на 3 года, а на 10-15-20 лет вперед, а по большому счету на 50 лет вперед. У нас есть программы, рассчитанные на разные периоды времени. Они не просто придуманы правительством. Среди проектов есть те, что давно обсуждаются, есть новые, которые, по нашему мнению, надо начинать. Есть среди них, например, строительство подстанции «Датка», необходимость которой сегодня остро ощущает город Бишкек. Ни в Таласе, ни на юге свет не отключается, это происходит только в столице, так как люди стали использовать энергию для отопления. У нас вылетают трансформаторы, и это говорит о том, что мы должны строить линию «Датка - Кемин», подстанции. Это и начало реализации проекта CASA-1000.
Также в проектах предусматривается развитие ипотеки. Сколько лет обсуждается этот вопрос? Это не просто желание населения иметь жилье, а вопрос, который имеет мультипликативный эффект. Строительство жилья даст сильный толчок развитию. Откуда взять средства? Сегодня у Кыргызстана около $1,7 миллиарда в виде акций «Центерры». Если добыча на руднике снизится, то стоимость акций тоже упадет. «Центерра» - публичная компания, что подразумевает под собой привлечение дешевых финансовых средств, которые собственники компании могут получить за счет залога акций. Мы этот механизм, как собственники 33 процентов доли «Центерры», не используем.
- То есть теперь будете использовать?
- Мы однозначно будем предлагать парламенту заложить часть акций в «Центерре» и привлечь в экономику $350-400 миллионов. Эти деньги будут реализованы через фонд инвестиций, который мы создадим. Через него реализуем и проекты, которые будут иметь влияние на развитие нашей экономики во всех регионах страны. Одна из главных задач правительства - остановить отток граждан из регионов и страны, оставить их на местах и сравнять уровень дохода населения. Одна из главных причин того, что экономика в Кыргызстане не развивается, - отсутствие финансовых средств, что приводит к высоким кредитным ставкам на финансовом рынке. Наша задача - обеспечить бизнес достаточным количеством средств, чтобы процентная ставка была доступной и конкурентоспособной, хотя бы на уровне соседних стран. В правительстве презентуется много проектов, что-то реализуется, а что-то нет. Все это связано с тем, что нет единого института, куда можно обращаться с заявкой для привлечения средств. Мы смогли в 2011 году поддержать сельхозпроизводителей: по низкой ставке в 9 процентов 4,5 тысячи фермеров получили кредиты. Это имело положительное влияние на сельское хозяйство. Сегодня 99,8 процента кредитов вернулось, что является высоколиквидным показателем. Конечно, мы не смогли обеспечить всю потребность фермеров, но создание фонда инвестиций поможет нам. Надо создать институт, который будет использовать рыночные механизмы, понимать потребности рынка и принимать соответствующие решения.
- Повторяется идея прежних властей с ЦАРИИ?
- Суть не в идее, а в том, кто претворяет ее в жизнь. Это не персональная максимовская или бакиевская идея. Создание финансовых институтов широко используется во всем мире - в Сингапуре, России, где есть Фонд «Наследие», в Казахстане, где работает «Самрук Казына». При Бакиеве идею просто отвратительно использовали в личных целях, вот и все. Конечно, если мы создадим фонд инвестиций и будем использовать его средства не в том направлении, то закончится все так же плачевно. Сейчас разрабатывается специальный закон о фонде инвестиций, и мы скоро представим его Жогорку Кенешу. В документе мы прописали критерии по отбору управленцев, прозрачности работы, когда руководство фонда будут выбирать на конкурсной основе. Фонд - одна из наших единственных возможностей реализовать проекты.
- Какой капитал будет у фонда?
- В его обороте будет $300-400 миллионов однозначно, а собственный капитал - вопрос обсуждений. Важно его создать, чтобы приступить к реализации национальных проектов. Особенно это важно на фоне подачи заявки на вступление в Таможенный союз. Сейчас идут переговоры, создана рабочая группа. Переговоры мы должны вести с позиции интересов государства, чтобы получить преференции по нескольким секторам экономики, льготные периоды. У нас есть понимание, что людей, задействованных в торговле, мы должны трудоустроить, что в один день сделать невозможно. Чтобы предоставить рабочие места, мы должны дать финансовые ресурсы на проекты.
- Если речь зашла о Таможенном союзе, то как вы относитесь к мнению экспертов о том, что надобность его отпадет при вхождении России и других стран ТС в ВТО?
- Мы понимали, когда подавали заявку в Таможенный союз, что Россия вступит в ВТО. Не секрет, что и Казахстан стремится туда. Это только облегчает наше вступление в ТС и переговоры, так как РФ будет регулировать свое законодательство с нормами ВТО. Таможенный союз - союз стран, регионально находящихся рядом, а в ВТО много государств, с которыми мы не граничим и вообще не имеем экономических взаимоотношений. В случае с ТС речь идет о региональном сотрудничестве. Со странами союза у нас 40 процентов экспортно-импортных отношений, мы не можем этим пренебрегать. Сегодня у Кыргызстана возникла проблема с экспортом готовой молочной продукции. Я считаю, это связано с Таможенным союзом. Вы же знаете, что творится на границе. Сегодня Казахстан, вступив в ТС, выполняет соглашения, и наши граждане сталкиваются с огромными проблемами при пересечении границы и реализации продукции. Жители приграничных областей почувствовали, что есть необходимость вступления в Таможенный союз. Заявка - это лишь намерение, а условия - момент переговоров и договоренностей.
- Если вернуться к вопросу о бюджете на 2012 год, то многих волнует то, как власти Кыргызстана будут выполнять социальные обязательства.
- Мы должны не просто повышать бюджетникам заработную плату, но эффективно использовать финансовые средства, чтобы параллельно с увеличением окладов и пособий дети получали достойное образование, а люди - достойное лечение. Вопрос увеличения заработной платы мы будем рассматривать относительно 3-летней программы МВФ, согласно которой надо соблюдать определенные параметры бюджета. Что касается пенсий и пособий, то мы планируем в 2012 году поднять базовую часть пенсии на 11 процентов с учетом того, что предполагается 10-процентная инфляция. С учетом компенсаций за электроэнергию средний размер пенсии с нынешних 3 тысяч 796 сомов увеличится до примерно 4 тысяч 172. Страховую часть пенсий поднимем на 412 сомов. На это потребуется 1,8 миллиарда, которые предусмотрены в проекте бюджета.
- Хотелось бы узнать, что вы намерены сделать для того, чтобы процесс бюджетообразования стал понятен простым гражданам?
- Ни в одной стране мира нет бюджета, который бы все четко понимали. Бюджет формируется из заявок каждого ведомства. Это планирование, а потом фактическое исполнение. Детально все знают только те, кто работает в ведомстве и отвечает за финансы, и сотрудники Минфина. Чтобы знать подробности бюджетообразования, надо всем трудоустроиться в Минфин и заниматься только одним бюджетом и больше ничем. Что касается прозрачности, то мы и так достаточно работаем со СМИ, а проект бюджета и его исполнение представлены на официальном сайте Минфина. Проводятся публичные слушания, есть контроль со стороны доноров, гражданского общества, Общественного наблюдательного совета. Кроме того, в 2012 году мы обяжем руководителя каждого госоргана защищать его бюджет не только перед Министерством финансов, но и в Доме правительства на заседаниях, чтобы, исходя из этого, считать доходы и расходы на 2012-й.