Известный российский саксофонист Игорь Бутман со своим джазовым квартетом побывал в Бишкеке во время осеннего джазового фестиваля 1-2 октября. Безусловно, они поразили публику своим виртуозным и эмоциональным исполнением. Не каждый день в столицу приезжают музыканты, игравшие на одной сцене со звездами мировой музыки Рэем Чарльзом, Джорджем Бенсоном, Дейвом Брубеком, Чиком Кория, Пэтом Мэтини, Гари Бертоном, Луисом Беллсоном, Гровером Вашингтоном...
По Стэнли Милграму, который прославился концепцией «шести степеней отчуждения», согласно которой все люди земного шара знакомы друг с другом через шесть человек, получается, что корреспондент ИА «24.kg», познакомившись с известным джазменом Игорем Бутманом, теперь тоже стал знаком с тем же Джорджем Бенсоном.
Перед выступлением кудеснику Игорю Бутману удалось задать несколько вопросов.
- Как долго вы раздумывали над приглашением принять участие в нашем фестивале?
- Честно говоря, недолго. Хотя мы знали, что здесь происходит. Я понял, что, если намечается джазовый фестиваль, значит, в стране все нормализовалось, люди уже думают об искусстве, о досуге, настроены на позитив. Поэтому я думаю, что нас бы не пригласили, если бы ситуация вызывала тревогу. Так что согласились довольно быстро.
- Вы когда-нибудь выступали в горячих точках планеты? Как часто вам приходится заниматься благотворительностью?
- В откровенно конфликтные зоны мы, скорее, не ездим... Но в местах, где есть хоть какая-то напряженность, бываем. Там живут люди, которым тоже необходимы искусство и наше понимание того, что люди не брошены одни на произвол судьбы. Помимо решения каких-то своих проблем мы в чем-то можем им помочь, можем действительно содействовать единению, миру, а также помочь взглянуть на проблемы с другой стороны, которые затем, возможно, покажутся им не такими уж большими. И люди смогут договориться. Искусство всех сближает, объединяет, роднит. С другой стороны, оно же делает нас особенными. Последнее означает то, что каждый народ имеет свое искусство. И если мы будем больше общаться, будем больше друг друга поддерживать, будем больше друг с другом конкурировать в хорошем смысле этого слова, будет меньше конфликтов. Если посмотреть на историю человечества, мы увидим, что люди не делают выводов, конфликты и войны повторяются. Я думаю, люди искусства - и музыки, и кино, и театра - должны исполнять свою миссию вот таким, миротворческим образом.
- Есть ли разница между центральноазиатским джазом, который вы сегодня слышите, и европейским или американским?
- Я сейчас слышу достаточно традиционные для джаза мелодии. Но вообще, искусство, мне кажется, создано для всех - и для американцев, и для русских, и для кыргызов. Каждый народ делает свое искусство. С другой стороны, у каждого из нас есть свои национальные виды искусства. Но самое главное, что объединяет разные народы, - это профессионализм, мастерство, понимание музыки. Кыргызстан, например, может гордиться музыкантом, который сейчас блистает на мировых джазовых сценах, - это Эльдар Джангиров, который родился и вырос здесь. Поэтому гораздо важнее деления джаза на его разновидности уровень мастерства музыканта.
Традиционный джаз родился в Америке тоже на стыке разных культур - африканской, английской, французской, еврейской и еще массы народов. Любое искусство становится интернациональным. Если «американский джаз» исполняется кем-то плохо, он будет называться плохим джазом; а если кто-то хорошо, как сейчас, выводит пассажи на саксофоне в этно-джазе, это будет считаться настоящим искусством.
- Вам еще приходилось выступать где-нибудь в Центральной Азии?
- Мы частые гости в Казахстане: были в Шымкенте, Алматы, Астане, Караганде, Актау... То есть эту страну мы уже прилично объездили. В Бишкеке мы были лет 13 назад. Приезжали тогда в составе группы, сопровождавшей американского чернокожего певца Тима Стронга, который некоторое время жил и работал в Москве.
- Над чем вы работаете в последнее время? Я имею в виду студийную деятельность.
- Сейчас мы работаем над концертным альбомом, который сыграли в мае этого года. Он будет называться «Романсы Шахерезады». Мы играем в джазовой обработке сюиту Римского-Корсакова «Шахерезада», несколько композиций-романсов, таких, как «Очи черные», «Ямщик, не гони лошадей», пьесу-парафраз на произведения Рахманинова и другие.
На собственном же лейбле мы сейчас параллельно выпускаем пластинки нескольких российских музыкантов... Все они записаны в Соединенных Штатах. На каждой пластинке представлены также американские звезды. Для нас очень важна такая интеграция российского джаза с известными американскими или мировыми звездами. Пусть о нас знают больше.
- В настоящее время вы являетесь гражданином и России, и США. А где ваши дом, семья?
- Дом у меня в России, в Москве. Правда, есть квартира и в Нью-Йорке. Живу я больше в Москве.
- Сделав собственное имя брендом (бэнд имени себя, звукозаписывающий лейбл, джаз-клуб в Москве), кем вы сейчас больше являетесь - музыкантом или бизнесменом?
- Конечно, я музыкант. У меня есть группа людей, которые работают в клубе и на лейбле. Разумеется, все стратегические решения принимаю я, но команда уже хорошо понимает, чего я хочу, нам легко вместе работать. Мы не стремимся много заработать, просто делаем свою работу качественно и рассчитываем на будущие дивиденды. А если я вижу, что артисты талантливы и им нужна поддержка, я поддерживаю их.