15:31
USD 84.71
EUR 102.58
RUB 1.17
Культура

А у нас в Бишкеке джаз

Два теплых осенних вечера 1 и 2 октября для поклонников джаза стали просто горячими - в это время в Большом зале Кыргызской национальной филармонии имени Токтогула Сатылганова зажигали лучшие джазмены из Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана, а также почетный гость из России - джазовый квартет Игоря Бутмана. После полуторагодового перерыва организаторы джазовых вечеров - Общественный фонд «Центральная Азия - Арт Менеджмент» при поддержке Фонда Кристенсен и Швейцарского бюро по сотрудничеству в КР - провели V Международный фестиваль «Джаз_Бишкек_Осень». Весной 2010 года концерты были отменены из-за трагических событий, произошедших в КР.

Темой нынешнего фестиваля стала «Музыка восточного города», которая продолжила традиционный конкурс среди участников на создание композиции в направлении этно-джаза. Семь музыкальных групп, выходцы из разных культур, обладающие различным темпераментом, вновь объединились для того, чтобы порадовать публику своим талантом и мастерством. Чем же в этот раз они удивили слушателей?

День первый. Волшебная аура джазовых кочевников

Когда двери филармонии распахнулись, большой поток любителей джаза радостно хлынул внутрь. Приветственные слова организаторов и почетных гостей фестиваля... Опечалило то, что в качестве конферансье на концертах в этому году не было известного музыковеда и джазового критика Владимира Фейертага. Очень не хватало его коротких ярких рассказов о джазе...

Первыми вышли на сцену дебютанты фестиваля - группа «Инсан» из Кыргызстана. Вместе они с 1990 года. По их собственному признанию, они воспитывались на классической и джазовой музыке, поэтому на фестивале оказались не случайно. Дебютанты исполнили две инструментальные композиции собственного сочинения. Музыку восточного города, как подумалось, группа слышит с оттенком индустриальности: в соло гитариста звучали ритмы современного города с большим потоком машин и людей, спешащих куда-то, где нет времени для остановки, нет места лирике и романтике...

«Juma и Омур» - коллектив из двух объединившихся групп - инструментальной и народной - продемонстрировал соединение джаз-рока и фолк-джаза с использованием национальных инструментов - комуза и сыбызгы (флейты). Впрочем, синтезом современной и народной музыки сейчас никого не удивишь. Музыканты исполнили четыре заимствованные известные вещи. Однако они не соизволили даже поменять готовую аранжировку. А поведение одного из музыкантов в ковбойской шляпе и с электрокомузом в руках и вовсе показалось заигрыванием с публикой. Все же изголодавшиеся по концертам зрители одарили группу горячими аплодисментами.

Вслед за ними чуть померкнувшее настроение подняли старые добрые знакомые - группа Avesto из Таджикистана. Они не впервые приезжают на джаз-фестиваль и каждый раз привозят с собой море позитива. Прозвучало восемь композиций, в которых тонко переплелись джаз-рок и фьюжн со звучанием дафа, ная, дудука, давлака, дойры, бонги. Добавим сюда же клавишные, кларнет, саксофон и перкуссию. Вкусно! Как и всегда, солистка Тахмина Рамазанова, обладательница сказочно красивого голоса, пела на таджикском языке, и неважно, что слушатели не понимали слов, все чувствовали: это слова о любви, жизни, мире. А конкурсная «Мелодия восточного города» с зажигательным танцем вокалистки и вовсе вызвала бурю эмоций и аплодисментов. Жаль, в этом году не было того человека, который не выдержал и пустился в пляс вместе с ней...

alt

После антракта на сцене появилась кыргызстанская группа «Аура» во главе с Таалаем Бейшеевым. В целом команда исполнила пять вещей собственного сочинения в стиле фьюжн и фолк-джаз. Даже с традиционным набором инструментов группе удается удивлять поклонников экспериментальным подходом к музыке и импровизацией. А легкую грусть слегка развеяла Салтанат Аширова, певица с прекрасным голосом, которая исполнила Free Маркуса Миллера. Завершили свое выступление музыканты специально написанной к конкурсу ритмичной композицией «Фестиваль».

Заключали первый фестивальный день гости из Казахстана - группа The Magic of Nomads. Этот небольшой оркестр из восьми человек помимо традиционных джазовых инструментов использует много народных - домбру, кобыз, сыбызгы, жетиген, сазсырнай, шанкобыз и другие. На их фоне очень органично звучит горловое пение Едиля Хусаинова, владеющего как низким регистром - каргыт, так и высоким - сыгыт. Каждая из восьми исполненных композиций погружала слушателей в мир казахской музыки. Самые первые ее звуки принадлежат шанкобызу - дивному язычковому инструменту, извлекаемые мелодии из которого не поддаются нотной записи. Джазовую основу многих композиций расцветили звуки сазсырная, сыбызгы, жетыгена.

alt

Когда мы еще раз услышим столь блестящее слияние этномузыки с джазом? Этим вопросом и ярким послевкусием от концерта закончился первый вечер фестиваля.

День второй. Бутманомания

Первое отделение открывал джаз-бэнд Викрама Рузахунова, у которого год за годом растет не только мастерство исполнения, но и численность коллектива - восемь музыкантов. По звучанию многие композиции походили на бигбэнд. Не удивительно: в группе четыре духовых инструмента - две трубы и два саксофона. Пять довольно смелых интерпретаций классического джаза, джаз-рока, фьюжна и фанка и прекрасные соло каждого из участников команды вызвали положительные эмоции. Напоследок один номер с ними исполнил мистер Оскар, как объявил его ведущий концерта. У вокалиста оказался настолько колоритный голос, что, слушая его No time, no time... с закрытыми глазами, легко можно было принять за чернокожего исполнителя...

alt

И еще одна известная группа из Кыргызстана приняла участие в джазовом фестивале. Это «Соленые орешки». Музыканты и в этот раз не отказались от эксперимента и сыграли вещи собственного сочинения и из мировой джазовой музыки с элементами джаз-рока, фьюжн, этно-джаза. Однако попытка в первой композиции сделать перфоманс с манасчы, на мой взгляд, не удалась. Вероятно, музыканты хотели продемонстрировать органичный сплав традиционного джаза и чтение манасчи. Задумка не удалась. Однако нельзя сказать, что группа выступила плохо. Напротив, как всегда великолепными соло радовали и бас-гитарист, и саксофонист, и клавишник, и, конечно же, руководитель группы на ударных. В какой-то момент Игорь Бутман, который за кулисами давал интервью журналистам, не выдержал и прервался, предложив продолжить его после концерта. На самом деле в это время в «Соленых орешках» солировал саксофонист Кубан Кыдыкбаев, и известного российского музыканта это, конечно же, здорово отвлекало от беседы... Игорь Бутман тут же за журналистами последовал в зал и несколько композиций простоял в проходе, слушая кыргызстанских джазменов.

Второе отделение концерта открыла церемония награждения победителей конкурса на тему «Музыка восточного города». Жюри присудило третью премию и денежное вознаграждение на сумму 20 тысяч сомов группе Avesto из Таджикистана, вторую премию и 25 тысяч сомов - группе The Magic of Nomads из Казахстана, первую премию и 50 тысяч сомов - группе «Соленые орешки» из Кыргызстана.

Дальше началось самое интересное и самое, пожалуй, долгожданное для большинства пришедших - выступление джазового квартета Игоря Бутмана. За оба вечера у него получился самый большой сэт, в котором он сыграл восемь композиций. Их исполнение Игорь Бутман предварял забавными историями. Небольшие введения, адресованные публике, установили со слушателями живой контакт и продемонстрировали хорошие манеры музыканта.

Все, что сыграли Игорь Бутман и сотоварищи, отличалось от ранее слышанного в эти фестивальные дни. Чем? Тем, что квартет представил традиционный европейский и американский джаз. Но и в нем публика все время находила очень знакомые нотки и мотивы из советских мультфильмов и кино. Эти музыкальные фразы порой так умело были включены в традиционные композиции, что удивлению не было предела. А еще Бутман показал себя непревзойденным мастером импровизации. Казалось, он ностальгирует: так часто импровизации звучали на известные песни советских композиторов - «Луч солнца золотого», «Слышу голос из прекрасного далека», то «Капитан, капитан, улыбнитесь»... В одном из своих экскурсов Бутман заинтриговал аудиторию, рассказав, что «одну из самых виртуозных пьес в Советском Союзе» исполнили в Линкольн-центре. Она настолько понравилась американцам, что те попросили у них ноты. Дали. Но, как выяснилось, никто не смог ее сыграть так, как играли в СССР или СНГ. При первых же аккордах этой загадочно представленной композиции зал радостно загудел и бурно зааплодировал: звучала мелодия из знаменитого мультика «Ну, погоди!».

Долго еще в этот вечер любители джаза не отпускали со сцены Игоря Бутмана и его квартет. Чествуя музыкантов-виртуозов стоя, зрители умоляли их играть снова и снова...

Бизнес