23:05
USD 86.80
EUR 91.71
RUB 0.87
Культура

Гульбара Толомушева: Режиссеры в Кыргызстане должны сами позаботиться о том, чтобы защитить себя от видеопиратов

«Режиссеры в Кыргызстане должны сами позаботиться о том, чтобы защитить себя от видеопиратов», - заявила на конференции «Кинематограф Кыргызстана-2010», прошедшей в Бишкеке 18 декабря 2007 года, известный киновед и кинокритик Гульбара Толомушева во время обсуждения проблемы защиты авторских прав отечественных кинодеятелей.

 

В связи с этим режиссер Эрнест Абдыжапаров, как известно, сам пострадавший от пиратов (его картина «Боз салкын» разошлась многотысячными копиями задолго до официального выпуска картины на цифровых носителях), сообщил, что в столице КР действует 9 крупных подпольных точек, занимающихся незаконным изготовлением видеокопий отечественных и зарубежных фильмов.

 

«Перед завершением ленты «Боз салкын» была смонтирована рабочая версия, которая предназначалась для показа спонсорам фильма. И было изготовлено несколько копий, одну из которых для личного просмотра, как выяснилось, взял себе один из членов съемочной группы. Но когда после премьеры люди начали проявлять интерес к фильму, он продал этот диск за 1 тысячу (!) сомов», - рассказал Эрнест Абдыжапаров.

 

Позже, по словам режиссера, правоохранительные органы нашли этого человека, продавшего диск, который и стал основой для изготовления пиратских копий «Боз салкына», и тот за закрытие дела отдал ни много ни мало $1,5 тысячи. «Но главная проблема в том, что у нас и несовершенная законодательная база. В Кыргызстане не предусмотрена уголовная ответственность тех, кто нарушает авторские права, торгуя контрафактной видеопродукцией и делая деньги на чужой интеллектуальной собственности», - посетовал Эрнест Абдыжапаров. Как подсчитали кинематографисты, доход от продажи лицензионных дисков «Боз салкына» мог принести создателям около $200 тысяч.

 

Однако, как заметила Гульбара Толомушева, есть кыргызские фильмы, копии которых сделать пиратам все-таки не удалось. В частности, картину Рустама Аташева «Любовь дочери министра», по ее словам, охраняли с особой строгостью. Эрнест Абдыжапаров подтвердил, что единственная копия этой ленты хранилась в сейфе, а во время показов в кинотеатрах в демонстрационном зале работали люди, следившие за тем, чтобы не использовалась аудио- и видеоаппаратура.

Бизнес