Фестиваль «Айтыш-2007», завершившийся вчера, 4 ноября, еще раз показал, что кыргызы – народ довольно самокритичный и при этом неунывающий. Иначе как объяснить тот факт, что в эпоху самых разных потрясений, будь то мигом взлетевшие цены на продовольствие или непрекращающийся отток граждан из страны, люди находят время и силы, чтобы просто собраться и как в старые добрые времена послушать акынов, которые издавна считались совестью общества.
Несмотря на то, что такие конкурсы певцов-импровизаторов проводятся благодаря общественному фонду «Айтыш» уже не первый год, я впервые стала свидетелем подобного мероприятия и, честно говоря, осталась в восторге. Может быть, хорошее впечатление объяснимо тем, что это уже были финальные состязания, так как к финишу из общего числа участников - 26 акынов - пришли лучшие из лучших: Аалы Туткучев, Азамат Болгонбаев, Амантай Кутманалиев и Женишбек Токтобеков.
Первый же словесный поединок между Аалы Туткучевым и Женишбеком Токтобековым показал, что истинные акыны всегда знают о чаяниях народа не понаслышке. Кроме стандартных юмористических замечаний в адрес друг друга и восхваления озера Иссык-Куль, близ которого и проходил фестиваль, пели народные сказители и о нынешней ситуации в стране, причем все это, как известно, делается экспромтом. И вот здесь-то эффекту слов, слетавших с уст акынов, позавидовали бы даже самые опытные партийные работники, лишь мечтая о подобной политагитации.
Для начала, вспомнив о том, что скоро в стране пройдут выборы в парламент по партийным спискам, один из акынов спросил своего коллегу, не вступил ли он случаем в какую-то из партий, - уж слишком много он говорит о политике. На что получил достойный ответ: от такой заразы лучше держаться подальше. «Сейчас ты поешь о народе и для народа лишь правду, но стоит тебе попасть во власть, твои глаза так же, как и у нынешних правителей заплывут жиром, и про людей совсем забудешь», - объяснял певец. «А к народу так относиться нельзя, он – главный судья и палач, ведь если помнишь, во время мародерств даже магазины стали «Мы с народом», - не унимался акын.
Коллега поддержал его: мол, правду говоришь, лучше быть акыном и служить достойно людям. «Вот только такого же, как мы с тобой, молодого певца Адилета посадили. Между тем как люди, руководившие им, не только избежали наказания, но в итоге оказались в «Белом доме», - вспомнил он.
И тут акыны разговор перевели на другого человека, тоже волею судьбы оказавшегося в Доме правительства, а в этот день гостившего на фестивале - Турсунбека Акуна. По-хорошему припомнили ему и судебные процессы, и поседевшую голову, но все-таки поблагодарили за то, что «хоть один человек из власть предержащих обратил внимание на этот конкурс».
Благодарили, вообще-то, певцы в этот день многих. И гостеприимных барскаунцев, и своих учителей – великих кыргызских акынов, и француженку Жаклин Рипар, которая, по словам сказителей, в отличие от представителей властных структур страны захотела помочь энтузиастам, вознамерившимся возродить искусство айтыша и вернуть былое величие кыргызской лошади, а именно в честь нее и проводился этот фестиваль.
Но самой интересной частью словесных состязаний акынов, по признанию многих, явился конкурс алым сабак, где певцам позволено высказываться лишь двумя строчками и передавать эстафету сопернику. Вот тут-то и определяются истинные качества акына-импровизатора - находчивость, сообразительность, тонкий юмор и кругозор.
В финальном поединке за Гран-при и первое место акын Аалы Туткучев, ни на минуту не дававший расслабиться своему сопернику Азамату Болгонбаеву, сделал широкий жест, добровольно уступив пальму первенства своему товарищу. Члены жюри высоко оценили подобный поступок, посетовав, что не хватает подобных качеств кыргызским политикам. «Если бы кто-нибудь из чиновников проявил истинную доброту не важно, в каком деле - да хоть тот же Адахан Мадумаров - разве стал бы я продолжать споры?», - обратился к народу глава комиссии по правам человека при президенте КР Турсунбек Акун. «Но ведь никто из них не делает добрых поступков», - грустно заметил правозащитник.