16:27
USD 87.45
EUR 99.18
RUB 1.10
Культура

Применение фэн-шуя, или Зачем русскому театру драмы в Кыргызстане бизнес-менеджер

Фэн-шуй - искусство регулирования и гармонизации потоков естественной энергии, которое дает нам возможность эффективно и существенно влиять на ход своей жизни.

 

Известно, что Государственный национальный русский театр драмы много лет находился в глубоком кризисе: давно не обновлялся репертуар, актеры играли в полупустом зале, ветшало здание, по коридорам гулко разносилось эхо, все наводило тоску и уныние. Театр умирал.

 

Летом 2007 года Министерство образования и науки объявило конкурс на замещение вакантной должности директора театра. Заявление подали три человека: Александр Балбекин, Алексей Конюхов и Борис Воробьев. Конкурс проходил публично. В присутствии актерского коллектива претенденты озвучили свои программы, наибольшее число голосов (7 из 8) набрал только один кандидат – Борис Воробьев, известный бизнесмен и предприниматель, отсидевший при режиме Акаева в местах не столь отдаленных и успевший вернуться из иммиграции. Победил человек, о котором ходило множество слухов и сплетен. Но, как известно, за «одного битого двух небитых дают»…

 

В театре все замерли в ожидании репрессий и увольнений. Хотя на тот момент в храме Мельпомены осталось 23 актера из 50, предполагаемых по штату.

 

Нештатная ситуация

 

Новый директор не смог сразу попасть в свой кабинет, неделю просидел в коридоре, место не освобождало прежнее руководство. Придя всерьез и надолго, он ходил по огромному театру, заглядывал в углы и подвалы, побывал в мастерских и огромных цехах, заметил текущие краны и окна с трещинами. Присматривался. Никого не увольнял из творческого коллектива, но и не задерживал - подписал все заявления тех, кто захотел уйти. Но вакантные места стали постепенно заполняться.

 

Борис Воробьев: Своим первым приказом я вскрыл кабинет и занял свое место. Затем занялся формированием команды единомышленников, пригласив людей, которым доверял и кому поверил.

 

Так в театр на должность советника и драматурга пришел народный писатель КР Мар Байджиев, должность творческого директора занял заслуженный артист КР, член Союза писателей Александр Балбекин, заместителем директора стал Владимир Трофимов. Недавно появился скромный, но очень интеллигентный завлит Дмитрий Ащеулов, буквально на днях вышел на работу молодой 19-летний хореограф Владимир Гришковец.

 

Борис Воробьев: Я специально разделил творческую и административную работу. В творческий процесс не вмешиваюсь, там работают профессионалы. Моя задача - наладить работу театра. Изменений будет много. Жизнь в театре прежде начиналась в обед и заканчивалась к 9 часам вечера. Это недопустимо. Необходимо, чтобы он работал 24 часа в сутки - в дневное, вечернее и ночное время. На улице 2007 год, XXI столетие, прозябать на бюджетные деньги безнравственно. Спектакль необходимо переводить в другую категорию. Это продукт, который надо уметь продать, причем в красивой упаковке. Для этого следует задействовать и цвет, и форму, и звук. И привлечь в театр людей, которые смогут заплатить хорошие деньги за качественный продукт. И это моя главная задача как менеджера. В первую очередь себя надо уважать.

 

«Уважать себя» начали с того, что в новом сезоне стоимость входного билета увеличилась до 150 сомов. Изменился дизайн программок, отпечатанных на качественной бумаге: на черном фоне название спектакля с именами и фотографиями участников. Сразу раздался вопль: а где же благотворительность? Театр становится недоступным для многих категорий незащищенных и малообеспеченных людей, что за дискриминация?

 

Борис Воробьев: Да бросьте вы, люди давно разделены на бедных и богатых. Другое дело - нельзя всех причесывать под одну гребенку. Я считаю, мы должны переориентироваться на тех людей, которые способны платить. Места в театре разные: ближние и дальние, и распределять зрителей следует согласно купленным билетам. А потому цены будут дифференцированные. Предусмотрены целевые скидки для студентов и школьников, планируем выпускать абонементы. Но никто от дверей нашего театра не уйдет обиженным.

 

«Для усиления потока энергии необходима очистка завалов, физических и энергетических. Самое важное - научиться освобождаться от страха, который не дает вам сил расстаться с вещами, которые уже не отвечают своим функциям».(«Пособие по фэн-шую», К.Кингстон).

 

Пройдя по зданию храма искусства, новый директор увидел, что пятая часть площадей забита хламом, старыми декорациями, костюмами, тряпками, пахнущими пылью времен. Короче, необходима инвентаризация. Списанные с баланса отслужившие свой век декорации вывозят на склад за городом, для этого необходимо около 30 грузовиков. Сразу посыпались обвинения в адрес директора от уволенных обиженных сотрудников, что он продает уникальные декорации и костюмы.

 

Борис Воробьев: Это списанные декорации. Все документы можно проверить в бухгалтерии. Для восстановленных спектаклей будем создавать новые, а держать хламье как дорогое сердцу воспоминание о прошлом - увольте.

 

«Чтобы добиться успеха в жизни, необходимо создать в своем доме и на рабочем месте хороший поток энергии, обладающий живительной силой… Не имеют ценности вещи, которые только напоминают о прошлом. Таким образом вы позволяете прежним идеям управлять вашим поведением». («Пособие по фэн-шую», К.Кингстон).

 

Постепенно в театре появляется свободная площадь, на которой слышны щебет птиц, голоса детей и музыка.

 

Борис Воробьев: Сейчас в одном из таких залов два раза в день занимается детский танцевальный коллектив «Рахат», которому исполняется уже 10 лет, 120 ребятишек постигают азы танца. Этому коллективу можно дать возможность участвовать и в наших постановках, причем танцевальный коллектив – готовая основа для детского мюзикла. И вполне возможно, кто-то из ребятишек, став взрослым, вольется в театральную труппу.

 

Итак, Воробьев намерен модернизировать систему в целом, чтобы она работала на доходную часть бюджета. Известно, что из госказны театру выделяются средства только на оплату коммунальных услуг и мизерную зарплату персонала.

 

Борис Воробьев: Оптимальный вариант - удовлетворить потребности с учетом интересов большинства потребителей искусства и устроить так, чтобы жизнь в здании театра бурлила все 24 часа в сутки. Кроме спектаклей планируем ввести дополнительную программу. Для этого открыть фойе для широкого доступа, а в нем начать продавать цветы, журналы, устроить пресс-центр, проводить рауты и приемы, политические и научные дебаты, литературные и поэтические вечера, концерты, начиная от авторской песни и заканчивая джазом и роком, а также различные выставки. Уже заработало кафе «Бомонд», где можно полакомиться вкусными пирожными и выпить чашку чая или кофе. В планах проект «Арт-хаус». На улице с западной и южной сторон театра расположены кафе. Хотим сделать там для молодежи дискотеку, пусть зажигают. Для детей на выходные поставить батут, организовать кафе-мороженое, детский бар, чтобы ребятишкам хотелось сюда приходить - и тут же детские спектакли для них. Устроить людям праздник, чтобы их тянуло к нам. Создать свой театральный клуб. Лучше это, чем полная тишина.

 

Позвольте, но ведь тогда театр престанет быть храмом искусства и превратится в дом культуры, что же тогда останется от театра?

 

Борис Воробьев: У нас есть актеры, есть сцена, есть репертуар. Это фундамент и основа театра. Это не замена функций театра, а дополнительная программа развития.

 

Планы амбициозные, можно сказать, феерические. А как же благотворительность?

 

Борис Воробьев: Будем создавать попечительский совет, через который подтянем меценатов, готовых помочь искусству. И тогда появится возможность поддерживать наш бюджет на постоянной основе помимо государственного. Состоятельные люди будут понимать, куда они вкладывают свои средства, и станут этим гордиться. Большая работа будет вестись через благотворительные фонды при театре – различные акции, чтобы появились средства на постановку новых спектаклей. Тогда зарплата актеров увеличится, и они смогут заниматься творчеством, а не искать дополнительную работу на стороне. Эта коммерческая сторона нашей деятельности увеличит доходную часть бюджета.

 

Есть программа развития русского театра драмы, называется она «Возрождение». Проект предусматривает многоплановое развитие театрального организма. В первую очередь, разнообразие репертуара с учетом разных возрастных категорий зрителей. Кроме того, мы намерены инсценировать пьесы известных и начинающих драматургов Кыргызстана. Не останутся в стороне и шедевры мировой классики. А пьесы русских драматургов займут ведущее место в репертуаре. В планах приглашение актеров и режиссеров из разных стран для участия в спектаклях. Будем играть спектакли на разных языках. А в постановках кыргызских драматургов примут участие актеры из Кыргызского драматического театра. Настала пора возобновить свои гастроли по Кыргызстану. Не забыты и сами актеры - для них в планах намечено обустройство их быта и повышение профессионализма.

 

Борис Воробьев: Идеология государства должна проводиться через культуру.

 

Бизнесмен интуитивно чувствует, что именно культура обеспечивает штучное производство настоящих людей, она вкладывает в них духовное наполнение. Тело превращается в Человека путем его социализации, а это возможно только через искусство. Именно непосредственный контакт со зрителями подразумевает наличие мгновенной обратной связи и влияния на человека. Причем обязательно наличие при этом высокого качества подачи художественного материала.

 

Что уже сделано:

 

- сезон открылся премьерой спектакля «Хитроумная влюбленная» Лопе де Веги;

 

- заработало кафе в фойе театра;

 

- прошел вечер-бенефис «Я помню вас» народного артиста Кыргызстана Сергея Матвеева;

 

- открыта выставка «Искусство в моде» фотографа из Франции Жерома Фьеве, известного по своим работам с такими журналами, как Madame Figaro, Sur la terre Moscow, Sur la terre New-York. Помимо работ Жерома Фьеве на выставке представлены работы фотографов из Кыргызстана;

 

- режиссер из Астаны Юрий Ханинга-Бекназар начал работу над спектаклем по пьесе Антона Чехова «Дядя Ваня»;

 

- для повышения профессионального уровня актеров приступил к работе молодой хореограф.

 

Что будет сделано в ближайшее время:

 

- 27 октября пройдет бенефис народного артиста КР Сергея Борисова, которому исполняется 85 лет;

 

- для актеров организованы мастер-классы профессора из Астаны Лейлы Бекназар–Ханинга, которая привезет своих студентов для участия в занятиях;

 

- 10-11 ноября пройдут гастроли Московского камерного театра;

 

- 14 ноября концерт звезд российского шансона и кино, посвященный памяти Михаила Круга;

 

- достигнута договоренность о проведении творческого вечера народного писателя Кыргызстана Мырзабека Тойбаева, которому исполняется 70 лет;

 

- открытие арт-клуба «Бомонд».

 

Постепенно театр наполняется жизнью. Он меняется на глазах, где-то идет ремонт помещений, откуда-то вывозят остатки хлама, где-то проходит репетиция. По всему видно, что здесь появился человек нового мышления, который способен разглядеть перспективу развития, наметить план действий и воплотить его в жизнь. Он сочетает, казалось бы, несовместимые черты: умение считать деньги и мечтать. И заряжать своей энергией людей, работающих рядом с ним. Новый директор обладает удивительным даром преобразования жизни, мыслит категориями успеха, обладает бесстрашием и страстью, воображением и настойчивостью. Хочется верить, что он сумеет воплотить свои мечты в жизнь и театр станет центром русской культуры в Кыргызстане.

Бизнес