В настоящее время ставить на сцене «Бесприданницу» по одноименной пьесе А.Н.Островского непросто - ассоциации зрителя, живущего на территории СНГ, будут крепко связаны с блестящей советской экранизацией произведения - фильмом Э.Рязанова «Жестокий романс».
Тем не менее российский режиссер Татьяна Захарова решила осуществить постановку пьесы на сцене Русского театра драмы имени Ч.Айтматова, а ее премьера состоялась в столице в минувшие выходные. Стоит ли еще раз напоминать, о чем пьеса? Впрочем, если уж совсем вкратце, то о бесприданнице Ларисе Огудаловой, горячо любящей одного мужчину, но вынужденной (по многим обстоятельствам) выходить замуж за другого. Этот другой обладает одним очень важным качеством, о котором она сама говорит так: «Зато он любит меня». Впрочем, именно поэтому, в порыве любви и ревности, убивает.
«Бесприданница» - известнейшее в мировой драматургии произведение Александра Островского. В пьесе автор сумел тонко передать всю глубину переживаний молодой женщины, ее оскорбленные чувства и безудержное стремление любить, ее силу воли и характер, которые помогли ей пойти наперекор общественному порядку! Но всего этого нет в спектакле, поставленном на сцене Русского театра драмы.
А что же есть? Слишком много фарса, немало комедийных ситуаций, но драмы нет. Где авторское начало? Где противопоставление холодному, бездушному расчету и эгоизму искренность, доверчивость «горячего сердца»? Актеры чересчур активны, можно сказать, даже неоправданно гиперактивны (все время носятся по сцене), много, громко и не к месту смеются, они пережимают и переигрывают, произнося свои реплики или монологи. Одним словом, делают все для того, чтобы лишить глубины и смысла те бесценные слова, которые Островский вкладывал в уста своих героев. Неужели все это и есть «притча о нищих духом»?
Есть в спектакле актеры, в чью игру веришь. Это Болот Тентимишев (Паратов), Валерий Крайнов (Кнуров) и Владимир Кисляк (Карандышев). Их персонажи убедительны, точны в изображении.
Огорчили оформление сцены и костюмы актеров. Все скудно и убого. Возникло ощущение, что декорации и одежда далеко не новые, а извлечены из хранилищ и складов театра...
Не секрет, что в день сдачи спектакля, когда его мог посмотреть любой желающий (и потому зрителей было много), да и собственно на премьере многие люди покидали зал, не дожидаясь его окончания. О чем это говорит? Вероятно, о том, что не удалось зацепить зрителя подобным прочтением классической пьесы.
До премьеры режиссер Татьяна Захарова сказала: «Бесприданница» - это пьеса о том, может ли человек выжить в современном мире, не идя на какие-либо сделки со своей совестью. Хочется верить, что, посмотрев спектакль, каждый зритель найдет на этот вопрос свой ответ».
Нашел ли отечественный зритель ответы на свои вопросы, побывав на премьере в Русском театре драмы? Захочет ли он вновь прийти в храм Мельпомены?
Фотографии ИА «24.kg».