В Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Г.Айтиева сегодня открылась Республиканская весенняя отчетная выставка Союза художников КР. Взглянуть на работы - графику, живопись и произведения декоративно-прикладного искусства - пришло немало зрителей и самих мастеров кисти. Это радует, ведь подобные отчетные выставки проходят лишь два раза в год - весной и осенью. На них есть уникальная возможность узнать, чем сегодня живут, дышат, вдохновляются члены профессионального союза.
В нынешней экспозиции представлено более 190 работ, в том числе 30 - декоративно-прикладного искусства, 47 графических, 102 полотна живописи, а также 12 скульптур. Это заняло два больших зала первого этажа. «Раньше мы занимали под республиканские выставки все залы на первом этаже. В этом году собрать все работы нам помешали майские праздники», - рассказала корреспонденту ИА «24.kg» ответственный секретарь СХ КР Клара Умарбекова.
Несмотря на это, зрителю было на что посмотреть: новых работ отечественных художников, созданных в 2014-м, предостаточно. Очень многие полотна совпали по своей тематике и цветовой гамме с воцарившейся в Кыргызстане весной. Здорово!
«Это хорошая традиция, сохранившаяся еще с советских времен. Отчетные выставки мастеров изобразительного искусства в СССР проходили иначе. Это были смотры достижений с идеологическим оттенком. Как тогда было принято говорить, художники страны отчитывались перед народом о своем вкладе в построение светлого будущего. Между прочим, хороший мотив и надежная опора для творчества! Немаловажным было и то, что на этих выставках делались крупные государственные закупки в фонды музея... Сегодня закупок практически нет, но традиция проводить весенние и осенние смотры у художников независимого Кыргызстана сохранилась», - выразил свое мнение культуролог Гамал Боконбаев.
По его словам, «традиционно сильно выставились» художники, которые придерживаются реалистического направления: Сабиджан Бабаджанов, Нарын Турпанов, Нургуяна Инокентьева, Сапар Торобеков, Суютбек Торобеков, Таалайбек Усубалиев, Байдылда Арыков и другие. «Да, говорить о подлинном возрождении реализма рановато. Есть необходимость учитывать новые веяния, использовать мировой опыт, добавить современное содержание и социальное звучание. Но сегодня стало очевидно, что подражать новомодным клоунам от contemporary art - это провинциально. Попытка искусственного внедрения чуждых элементов в наше искусство не удалась. Их не приняли ни художники, ни зрители. На повестке дня - живопись, графика, декоративное искусство. И, между прочим, критики реализма забывают, что хорошим реалистическим рисунком владели и Энди Уорхол, и Френсис Бекон, и Люсьен Фройд», - говорит Гамал Боконбаев.
На вопрос, что он думает о нареканиях по поводу участия одних и тех же авторов и отсутствия нового, культуролог ответил: «Вряд ли на каждой выставке, как по приказу или капризу, обязательно должны появляться новые шедевры. Трудно развивать свои многолетние, выстраданные наблюдения. Компилировать мировые достижения куда легче! Но новое получается не за счет компиляций, новое - это развитие традиций. Новое привносят в искусство молодые художники, и здесь, надо признать, дела обстоят не лучшим образом. Зато радует поколение 40-летних. Это уже маститые художники, и некоторые их имена на слуху: Жакшыбек Джунушев, Джумабек Базарбаев, Жаныбек Бердикеев, Адилет Давлетов».
Гамал Боконбаев рассказал, что это первая большая выставка после 18-го съезда Союза художников КР, на котором приняты важные организационные решения. «Были на съезде и нарекания по качеству республиканских выставок. Отмечалось, что смотры профессионалов часто проходят как проходные мероприятия. Говорили о том, что необходимо серьезнее отнестись к отбору работ и поставить вопрос перед государством о необходимости закупок произведений искусства. Сейчас с пополнением фондов нашей сокровищницы изобразительного искусства сложилась недопустимая ситуация. Многие работы известных художников вывозятся за рубеж. С одной стороны, это свидетельствует о громадном интересе к нашему изобразительному искусству, а с другой - целые пласты нашей культуры утрачены для республики навсегда. Несмотря ни на что, отчетные выставки остаются оплотом профессионализма и традиций. И сейчас выставки СХ КР поражают мощным потенциалом», - добавил он.
После посещения открывшейся сегодня Республиканской весенней выставки я охотно соглашусь с уважаемым культурологом: потенциал у отечественной школы живописи, скульптуры и ДПИ немалый. Чтобы убедиться в этом, приходите на выставку, порадуйте себя и близких, дав отдых душе и глазам.
Фотографии ИА «24.kg».